BEETHOVEN: COMPLETE WORKS FOR CELLO & PIANO <br>ILDIKÓ SZABÓ, ISTVÁN LAJKÓ <br>HUNGAROTON Релизы

BEETHOVEN: COMPLETE WORKS FOR CELLO & PIANO
ILDIKÓ SZABÓ, ISTVÁN LAJKÓ
HUNGAROTON

В коллекции «реперных» интерпретаций виолончельных сочинений Бетховена достойное пополнение.

Сравнений тут явно не избежать, и их много. В первую очередь вспоминаются классический и безупречный дуэт Свято­слава Рихтера и Мстислава Ростроповича; романтичный и чувственный Даниэль Баренбойм с Жаклин дю Пре; немного «григовская», остро отточенная «перекличка» фортепиано Эйнара Стин-­Ноклеберга и виолончели Александра Загоринского; весьма оригинальный «семейный» ансамбль отца и сына — Альфреда и Адриана Бренделей… Но в данном случае речь ни о какой преемственности и авторитетах не идет, а любое сравнение в исполнительском искусстве всегда сугубо субъективно.

Кстати, именно Альфред Брендель явился вдохновителем очередного «погружения» во вселенную «виолончельного» Бетховена. 24 марта 2023 года на лейбле Hungaroton вышел в свет альбом с записью всех виолончельных шедевров «венского классика» в исполнении венгерских музыкантов: виолончелистки Ильдико Сабо и пианиста Иштвана Лайко. Оба — выпускники Музыкальной академии имени Ф. Листа. Оба — лауреаты многих престижных международных конкурсов. (В частности, Лайко — обладатель Гран-при музыкального конкурса Hungaroton в 2000 году, а Сабо на конкурсе виолончелистов имени Пабло Казальса в 2014 году выиграла в общей сложности восемь призов!) Так что, несмотря на относительную молодость, оба — заслуженные и сложившиеся творческие личности.

Но «берут» они именно искренностью и, можно сказать, юношеским задором и свежестью исполнения. И происходит это ни в коем случае не в ущерб классической строгости и стилевой утонченности произведений, по словам самих исполнителей, «самых изысканных и знаковых в камерном творчестве Мастера».

В дуэте Лайко и Сабо достигнуто полное «равноправие» виолончели и фортепиано. Однако Лайко, словно галантный джентльмен, позволяет Сабо выходить на первый план и временами явно солировать. И получается это органично, оправданно и нисколько не нарушает общего ансамбля. Просто нам, слушателям, предоставляется возможность еще нагляднее, вернее, «наслышнее», упиваться теплым, певучим и гибким тембром виолончели. Потрясающий эффект: от ее звука будто бы зримо исходит свет. Особенно такая «галлюцинация» настигает в ля-мажорной Сонате № 3 (ор. 69). Бетховен дал ей подзаголовок «Среди слез и печалей». Но какой же светлой и жизнеутверждающей она получилась у Лайко и Сабо!

Соната № 3 является явной эмоциональной кульминацией всей программы, составленной очень продуманно со «сценарно-­драматической» точки зрения. Сонаты оттеняются «венком» вариаций; накал страстей, отдохновение и вновь «души прекрасные порывы». Финал же программы — двойная фуга Сонаты №5 (ор. 102), одна из сложнейших страниц виолончельного репертуара, обращение к которой говорит об исполнительской зрелости музыкантов, — вторая кульминация, осмысление пережитого, познание себя, ответ на сокровенное…

«На нашей записи между пятью “увесистыми” сонатами звучат освежающе легкие вариации на темы “Волшебной флейты” Моцарта и “Иуды Маккавея” Генделя», — объясняют сами музыканты.

«Для меня Бетховен — это не только свобода, равенство, братство. Он не только изобретатель сонаты для виолончели как жанра. Он учитель безусловной любви, юмора и человечности», — признается Ильдико Сабо. Признается после того, как уже доказала: Бетховен умел улыбаться, и улыбка его озорная и светлая.