Первой премьерой сезона в Мариинском театре станет «Демон» Рубинштейна

12.09.2023
Первой премьерой сезона в Мариинском театре станет «Демон» Рубинштейна

23 и 24 сентября на новой сцене Мариинского театра состоится премьера фантастической оперы «Демон» Антона Рубинштейна под управлением Валерия Гергиева. Главные партии готовят: Демон — Глеб Перязев, Магеррам Гусейнов, Евгений Никитин; Князь Гудал — Юрий Воробьёв, Олег Сычёв, Мирослав Молчанов; Тамара — Инара Козловская, Екатерина Гончарова, Ольга Маслова, Наталья Павлова; Князь Синодал — Игорь Морозов, Роман Широких, Кирилл Белов.

Сюжет одноименной поэмы Лермонтова не раз привлекал внимание композиторов. Только во второй половине XIX века появились опера Бориса Фитингофа-Шеля, музыкальные картины Павла Бларамберга, симфония Эдуарда Направника. Однако наибольшую популярность снискала опера Антона Рубинштейна, оконченная в 1871 году.

Мировая премьера «Демона» Рубинштейна состоялась в Мариинском театре 13 (25) января 1875 года. За дирижерским пультом стоял Эдуард Направник. Критика встретила сочинение весьма сдержанно и в какой-то мере неблагосклонно, хотя у публики оно имело огромный успех. В Москве опера прозвучала спустя 4 года под управлением Энрико Бевиньяни. За дирижерским пультом сочинения в разное время также стояли Густав Малер и Сергей Рахманинов.

В партиях Князя Гудала и Демона не раз выходил легендарный Федор Шаляпин — его неповторимая новаторская трактовка центрального образа навсегда вписана в историю мировой музыки. Знаменитый бас сумел раскрыть мучительные душевные терзания героя, его напряженную внутреннюю борьбу. Но главное — шаляпинский Демон был гордым мятежником, чей отказ от борьбы ради любви артист представил не как благо, а как поражение. К трактовке, в которой нашла отражение поднимающаяся революция, относились по-разному, но нельзя отрицать, что такой Демон стал настоящим героем своего времени, тем, кого требовала новая эпоха.

За рубежом «Демона» впервые исполнили в 1880 году в Гамбурге, после чего опера начала шествие по мировым сценам: Лондон (1881), Кельн (1882), Лейпциг (1883), затем Вена, Монте-Карло, Нью-Йорк, Тель-Авив, Рига. Параллельно с этим сочинение звучало в российских городах — сложно найти отечественный оперный театр, в котором бы ни разу не давали «Демона». Последняя постановка в Мариинском увидела сцену в 2003 году, однако в репертуаре не закрепилась.

Новый спектакль на сцене Мариинского-2 готовит режиссер Елизавета Корнеева. Ее «Демон» будет лишен пространственно-временных координат. Вместо этого — метафоры, отголоски и символы: от греческого театра до песочницы. Все это призвано подчеркнуть вечность поднятых и в поэтическом, и в музыкальном тексте проблем.

«Это самая популярная опера у Рубинштейна, которая широко известна не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, как мне кажется, она все еще не раскрыта, — отмечает Елизавета Корнеева. — Может, ее время еще не пришло или оно вот-вот подступает. А интересна она тем, что это вечная тема и это вечный конфликт человека. Мы наблюдаем его проявление сегодня и будем наблюдать завтра, мы не раз видели его на протяжении истории. Поэтому Рубинштейн здесь абсолютно угадал с тематикой, если говорить о его постоянстве пребывания на оперной сцене».

«Я приглашаю зрителей присоединиться к нашему суду, — добавляет режиссер. — Мы будем судить Демона. Все мы сядем на скамьи присяжных и будем выписывать свой приговор. А там уж посмотрим, каким он будет».