Заслуженный деятель искусств, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, один из инициаторов и бессменный руководитель Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», композитор Олег Галахов (1945–2023) более четверти века возглавлял Союз московских композиторов.
Уроженец Горловки, сделавший первые шаги в музыке в Донецком музыкальном училище, Олег Галахов окончил Московскую консерваторию, учился у Р. К. Щедрина и Т. Н. Хренникова. Сам Галахов вспоминал о том времени: «Мы учились у людей мира! Кто тогда преподавал в консерватории — Хачатурян, Хренников, Сидельников, Эшпай, Шнитке, Холопов. А исполнители – звезды первой величины! В моем отношении к профессии то, что я учился у Щедрина, многое определило».
После консерватории Олег Галахов работал лектором-музыковедом в Калининской (ныне Тверской) филармонии, затем редактором в издательстве «Композитор».
С Союзом композиторов Галахов был связан более 50 лет. «Я вступил в 1972 году, влетев, что называется “на вороных”, с кантатой “Двадцать шесть”, – рассказывал он в интервью журналу “Музыкальная жизнь”. – И как-то сразу затащили в организационные дела Союза… Все началось с мероприятия “Трибуна музыки стран Азии”, которое проводило у нас в стране ЮНЕСКО. Меня порекомендовали в Оргкомитет, куда привлекали работать молодежь. Надо было ехать в Алма-Ату, прослушивать и отбирать записи со всего мира. Я из тех, что неделями не берутся за дело – могу ходить, думать, переживать. А потом начну делать и добиваю уже до конца, до последней точки. Когда мы вернулись, на Секретариате у Хренникова (как потом рассказали) меня выделили, похвалив активность и инициативу. Потом проходили выборы в Правление Союза московских композиторов. Меня тут же включили в список кандидатов – тогда была тенденция: внедрять молодых композиторов. И поскольку мое имя никто не знал, меня и не вычеркивали. Меня не только избрали в состав Правления, но и назначили Ответственным секретарем. Московский союз – огромный, тогда в нем было порядка 500 человек. А имена! Маститых хватало и для Секретариата СССР, и Секретариата РСФСР, и для Московского Правления. Всё было сосредоточено в Москве. Всё было всесоюзным: и радио, и телевидение, и издательства, и Бюро пропаганды советской музыки, и дома творчества… И композиторы – всесоюзные, вне зависимости от места проживания. Нам выдавали членские билеты Союза композиторов СССР и Музфонда СССР. Всё функционировало на полную мощь – от секций, Правления Московского союза до секретариатов, пленумов, фестивалей, съездов Союзов РСФСР и СССР. Была отлажена “машина” не только творческая, но и социально-бытовая. Связь реальная и повседневная с органами власти. Так вот я и оказался в пучине бурлящего моря огромного числа имен – личностей и персоналий».
Среди сочинений Олега Галахова: оратории и кантаты – «Исторические песни», «Двадцать шесть», «Песня о нашей земле», «Голос, обращение к А. Ахматовой»; Концерт для оркестра, симфония «Новый сад»; вокальные циклы «Из японской поэзии», «Гулянье», два струнных квартета, соната для виолончели и органа, Маленький триптих для фортепиано и Северный триптих для арфы; музыка к кино- и телефильмам, а также музыка для детей — опера-сказка «Самая красивая», Пять картин для детского хора «Золотой клубочек».
На вопрос, в чем он видел свою миссию на посту руководителя Союза московских композиторов, Олег Галахов отвечал так: «Меня избрали на эту должность в декабре 1993‑го. С тех пор композиторское собрание не меняет своего решения. А мне всё казалось, что побуду еще срок-два и уйду. Отстоим недвижимость, отремонтируем Дом композиторов, кардинально решим правовые вопросы, проведем еще одну “Московскую осень”… Отстояли, отремонтировали, провели. Но проблем не убавилось. Мы обязаны сохранять и развивать наработанное прошлыми поколениями. И в плане создания условий для творчества, и отношения к наследию, и по линии взаимодействия с государственными и муниципальными органами культуры, общественными организациями. А самое важное – это сохранение дружеской, толерантной атмосферы внутри композиторского сообщества, притом что труд композитора – крайне индивидуален, какую историческую эпоху ни возьми. В этом уникальность творческих союзов. Да и живем мы в уникальной стране».
Мы выражаем искренние соболезнования близким и коллегам. Светлая память!