Победителем XIII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева стала 23-летняя студентка Санкт-Петербургской консерватории Мария Коронова (МК), получившая также премию «За лучшее исполнение произведений Микаэла Таривердиева». Публикуемое интервью – спецприз журнала «Музыкальная жизнь». С победительницей поговорила музыкальный критик Ирина Муравьева (ИМ).
ИМ Что значит для вас победа в этом конкурсе и каков был путь к ней?
МК Я узнала об этом конкурсе, когда поступила на первый курс Петербургской консерватории. Как раз в тот год в Калининграде проходил ХI конкурс имени Микаэла Таривердиева, где ученица моего педагога Даниэля Зарецкого Лилия Печенкина получила вторую премию. Я тогда прочитала все об этом конкурсе, изучила его масштабы и поставила себе цель обязательно принять в нем участие. Чтобы достигнуть ее, я начала участвовать в других конкурсах, набирала исполнительскую практику и, что не менее важно, опыт участия в многотуровом конкурсе, потому что так случается, что ты полностью выкладываешься на одном туре, а энергии на следующий тур не хватает. Кроме этого, я обыгрывала конкурсные программы в концертах: в общем, двигалась постепенно к осуществлению моей мечты.
ИМ Вас отметили и за исполнение музыки Таривердиева. В финале вы играли его «Чернобыль» (часть «Зона») – сложнейшее произведение, в том числе эмоционально. Как открывали для себя содержательный строй этого сочинения?
МК Я читала разные материалы, в том числе записи из Дневника Микаэла Таривердиева, где есть его высказывания о «Чернобыле». Обычно, даже если существуют традиции исполнения какого-то произведения, мы до конца не уверены, точно ли это соответствует тому, что задумывал автор. Но в данном случае есть реальная возможность узнать, что композитор подразумевал. Про ту же квинту, которая проходит через все произведение, Микаэл Леонович говорит, что это образ радиации. Он указывает в нотах динамику, где-то может указать и пожелание регистра: звучание гобоя или, как в конце «Зоны», аккордеона. Но в основном ты волен в выборе, как добиться нужного образа. Это произведение невероятно насыщено мыслями и переживаниями. Например, звучит пасторальная тема, Таривердиев пишет: «пасторально», а я пытаюсь представить картину, которую он описывал в своем дневнике, когда ехал в зону отчуждения, – пустые дома, валяющиеся детские игрушки, тыквы неубранные и нереальную тишину, когда птицы не поют, – такой сюрреализм, жизнь, которая остановилась. Так, по кусочкам, я собирала цельную картину. Хочу теперь выучить вторую часть «Чернобыля» Quo vadis? («Камо грядеши?») и сыграть это произведение целиком. Микаэл Леонович говорил, что это произведение, которое касается всего человечества. Я думаю, в каждую эпоху случаются какие-то ситуации, которые заставляют мир задуматься, куда мы движемся. Поэтому сочинение «Чернобыль» будет актуально всегда.
ИМ Орган в вашей жизни появился не сразу. Почему выбрали этот исторический инструмент?
МК Я родилась в Усть-Илимске Иркутской области, в маленьком городке с населением около 80 тысяч человек. Об органе там мало кто знал. В том числе и я, хотя мы проходили в музыкальной школе, что есть такой инструмент. Но когда в 2015 году я поступила в Красноярский колледж искусств, у нас было распределение на факультативы, и я записалась на орган. Мы начали заниматься с Ларисой Андреевной Юшковой, которая, кстати, сейчас преподает в Калининграде и приходила на конкурс слушать меня. На последнем курсе колледжа я поехала на органный конкурс в Петербург, в Гатчину, выступила успешно, получила второе место. Вот тогда и появилась мысль поступить на орган. Меня как бы судьба привела к нему. И по прошествии нескольких лет могу сказать, что это был лучший выбор в моей жизни.
ИМ Что привлекает вас в органе и в самом органном исполнительстве?
МК Мне нравится, что каждый орган разный. До такой степени, что, хорошо играя на одном инструменте, ты можешь сесть за другой, и у тебя ничего не будет получаться. Органы подобны людям: с кем-то ты нашел контакт, а с кем-то так и не смог наладить общение. Кроме того, у органа другой подход к звучанию. На рояле многое зависит от твоего туше: сегодня ты играешь так, и инструмент тебе на это отвечает. На органе по другому: здесь многое зависит от того, что даст тебе сам инструмент, какую регистровку ты выберешь. Ты можешь менять ее, ты постоянно ведешь с инструментом диалог, ты слышишь мотор органа, его дыхание. Это большое живое существо, целая Вселенная, которая может позволить тебе исполнить любой репертуар.
ИМ В Калининграде у вас было два разных органа, оба не простых. Как нашли подход к ним?
МК Да, особенно сложно было найти контакт с органом в филармонии. У него ручное управление. На репетиции я ощущала себя комфортнее за ним, даже успокоила себя: раз почувствовала инструмент, все будет прекрасно. Но когда вышла на выступление, то ощущение комфорта пропало, все стало неудобно, я не чувствовала нормально педаль, было тяжело играть на копуле, сказалось еще волнение. Орган Кафедрального собора мне был уже знаком: три года подряд я приезжала в Калининград на Органные ассамблеи. Помню свое первое впечатление – шок, я была поражена, какой огромный инструмент, как за ним что-то играть, успевать делать регистры, как вообще осознать его масштаб! Каждый раз, когда я приезжаю с новой программой, надо искать путь к нему.
ИМ Как ориентирует вас ваш педагог Даниэль Зарецкий?
МК Главный совет, который он нам дает перед выступлениями, – исполняйте музыку, играйте сочинения вдохновенно, спокойно, стабильно. Мы много работаем, обсуждаем варианты регистровок, что может дать инструмент той или другой страны или мастера. Главное – я чувствую, что он дает мне возможность раскрыться. У нас в классе замечательная атмосфера, мы все дружим, поддерживаем друг друга. Сам он посвящает всю свою жизнь органу и этому искусству. Насколько я помню, премия «Органист года», которую он получил, называлась «За вклад в профессию» – и это реально то, что он сделал. Он собственным примером показывает нам, что такое любовь к искусству, любовь к органу и к нашему делу.
ИМ Ваша конкурсная жизнь завершится с этой победой? Какие цели теперь поставите себе?
МК Не думаю, что моя конкурсная жизнь завершена. С одной стороны, после первой премии такого конкурса уронить планку будет психологически тяжело. С другой стороны, подобная ситуация существует в спорте: спортсмены выигрывают Олимпиаду, и кто-то рискует продолжать свою карьеру, а кто-то нет. Лично мне очень нравится фигуристка Евгения Медведева – ее характер, ее подход к спортивной жизни. Она и после Олимпиады, где взяла серебро, продолжила участвовать в соревнованиях и биться до конца. Поэтому я продолжу участвовать в конкурсах. Мечтаю съездить на конкурсы в Европу, узнать, как все устроено там, познакомиться с другими органами. Много конкурсов есть и в России. Надеюсь, что концертная жизнь станет у меня сейчас активнее. Я очень жду этого. Буду, конечно, расширять репертуар. Думаю и о научной деятельности. Орган становится все более популярным в России, но он все еще на пути раскрытия, в том числе в образовательном ключе. И здесь огромное поле деятельности.