Мариинский театр в самом начале 241 сезона выпускает оперную премьеру – «Демона» Антона Рубинштейна. Коллектив взял курс на возрождение раритетных названий, не боясь привлекать молодые кадры. В тандеме с Валерием Гергиевым работает Елизавета Корнеева (ЕК), чьи постановки можно увидеть в театрах Красноярска, Уфы, Москвы (в 2022 году под ее руководством в Москве вышли «Богема» Пуччини в Геликоне и драма «Сократ» Сати, сыгранная в ДК Рассвет). С ней о «Демоне» побеседовала Елена Прыткова (ЕП) в формате блиц накануне премьеры.
ЕП Знаю, что это ваша первая постановка в Мариинском театре. Вам предложили несколько названий на выбор или сразу возник «Демон»?
ЕК «Демон» просто летал между нами… Я давно хотела поработать с этой оперой. И Валерий Абисалович был открыт к ней. Это родилось как-то молниеносно.
ЕК Чем она Вас манит?
ЕК К «Демону» Лермонтова и Рубинштейна обращались многие, возможно, потому что они были в постоянном поиске своего внутреннего творческого Демона. Кажется, я не исключение.
ЕП Эта опера была очень известна при жизни Рубинштейна и практически забыта сейчас. Однако два театра – Большой и Мариинский (а перед ними и Московская филармония с полусценической версией) – все-таки взялись за произведение. Как вам кажется, почему? Это попытка реабилитировать оперу?
ЕК Я не могу сказать, что эта опера сегодня забыта. Тем более, что она идет в главных оперных домах нашей страны. Нужна ли реабилитация? Богатая музыка Рубинштейна, известный текст Лермонтова, думаю, еще долго будут притягивать нас.
ЕП Афиша спектакля решена в подчеркнуто современном стиле, будто даже как постер к фильму. От спектакля ждать того же?
ЕК Афиша, на мой взгляд, философская. Она отражает внутреннее одиночество Демона в первую очередь, а не визуальный ряд спектакля.
ЕП Видели ли вы «Демона» Наставшевса в Большом и что думаете об этой постановке?
ЕК Я пока смогла посмотреть спектакль только частями и на видео, что, конечно, не дало мне атмосферы и полного понимания.
ЕП Вы уже не раз работаете вместе с художником-декоратором Екатериной Агений — и над старинными операми (как «Лунный мир» Гайдна, «Капулетти и Монтекки» Беллини), и над новыми (как «Vita Nuova» Мартынова). В этот раз вы встретились в «Демоне». Чем вас привлекает ее работа?
ЕК Мы не просто встретились, а мы никак не можем разойтись (улыбается). На самом деле нашему тандему уже семь лет. Первая совместная работа случилась еще на третьем курсе ГИТИСа. Сегодня мы очень быстро ловим идеи друг друга. Я всегда знаю, что если я Катю что-то попросила и поставила ей задачу, то на следующий день уже получу интересные варианты.
ЕП В вашем распоряжении сейчас целых три исполнителя партии в Мариинском. Влияет ли психофизика каждого из певцов на корректировку вашей концепции? Или незначительно?
ЕК Да, у нас три разных Демона, даже полярно разных. Но, мне кажется, что это только усиливает мою концепцию. Потому что для меня эта опера в первую очередь про человека. Поэтому Демон наделен всеми человеческими страстями и проходит серьезную проверку любовью. Артисты, выполняя мои задачи, находят новые краски роли, иногда уникальные. Мы стараемся их оставить.