Уникальность этого проекта в том, что главной героиней всех программ стала домра – инструмент, который не только у широкой публики, но и у профессионалов ассоциируется с фольклором. Однако в лице Екатерины Мочаловой, редкого дарования музыканта, большого виртуоза, домра получила защитника и пропагандиста. Как-то Юрий Башмет сказал Екатерине: «Ты должна сделать для домры то, что я в свое время сделал для альта, – поднять инструмент на новый уровень, вывести в солисты». И это напутствие стало руководством к действию. Она основала и стала художественным руководителем фестиваля, его примадонной. В его афише нет привычной «Калинки» или популярнейшей классики (типа «Полета шмеля»): он ориентирован прежде всего на серьезную современную музыку, тут всегда много премьер, написанных известными академическими композиторами. На открытии фестиваля прозвучали «Две славянские песни» для домры, хора и фортепиано Кузьмы Бодрова и его же версия «Чаконы» Томазо Витали для домры, хора и органа. Это сочетание дает необыкновенный колорит, а тремолирующий тембр домры вызывает особые вибрации, поддержанные человеческими голосами. Вместе с Екатериной Мочаловой на эксперимент отважились пианистка Екатерина Мечетина, органистка Евгения Кривицкая и хор Altro Coro РАМ имени Гнесиных с ректором Александром Рыжинским за дирижерским пультом.
Фестиваль проходит на разных площадках, и это тоже интересно – как артистам, так и публике. Например, одна из программ, «Час барокко», состоялась в храме Воздвижения Святого Креста, где домра звучала в дуэте с органом. А «Двойной концерт» сыграли в Тамбовском драматическом театре. Идея этой программы – собрать концерты для домры и мандолины с различными инструментами. Сильный контраст составили Концерт для двух мандолин и струнных Антонио Вивальди и еще две мировые премьеры – концерт «Сквозь листву» для домры и скрипки Ефрема Подгайца и концерт «Будущей весной» для мандолины, контрабаса и фортепиано Андрея Микиты. Специально из Москвы приехал Камерный оркестр Московской консерватории под руководством народного артиста России Феликса Коробова, а солистами стали Гайк Казазян (скрипка), Вячеслав Круглов (мандолина), Андрей Иванов (контрабас), Андрей Микита (фортепиано), Екатерина Мочалова (домра, мандолина).
Всегда незабываема поездка в Ивановку, в рахманиновские места. В прошлом году Altro Coro пел в усадьбе, но в этот раз масштабность программы потребовала настоящей концертной сцены, и такая в Ивановке есть: это летний зал, построенный по инициативе Михаила Плетнёва. Все очень продуманно, функционально: вроде артисты выступают на открытом воздухе, но «коробка» сцены полностью закрытая, над сидениями зрителей – деревянная крыша. Так что никакие погодные катаклизмы не страшны. Сюда привезли главную премьеру Prima domra – 2023 (накануне ею открылся фестиваль в драматическом театре Тамбова) – музыкально-драматические иллюстрации «Тамбовская казначейша» по поэме Лермонтова, написанные специально для фестиваля Александром Чайковским. Герой, от лица которого читается текст поэмы, – поэт, возможно, сам Лермонтов, а вот музыкальный ряд поручен уже знакомому нам составу: хору, роялю и домре. Сюжет забавный, написан остроумно, не без иронии, и все перипетии прекрасно отыграл актер Григорий Сиятвинда. Фактически это театральная постановка, поскольку приглашенный режиссер Ольга Иванова придумала определенный сценический рисунок для хора, изображающего то жителей Тамбова, то гостей у казначея Бобковского. Для молодых студентов РАМ имени Гнесиных такая задача – петь и одновременно двигаться, будучи в образе, – оказалась в новинку, но ребята успешно и с удовольствием справились, и постановка смотрелась с неослабевающим вниманием. Александр Чайковский в интервью анонсировал, что сознательно сделал уклон в ретро: «Тут есть романсы, вальсы, марши. Там ведь по сюжету бал, гусары, уланы. И я намеренно сделал стилистические аллюзии на эпоху Лермонтова». Музыка прелестная, мелодичная и, что важно, сохраняющая авторскую интонацию. Стилизация не превратилась в подражательство, а в ключевых сценах, как, к примеру, карточная игра, в партии хора появлялись характерные для А. Чайковского приемы: скандирование отдельных слов («пики, черви, бубны, трефы»), образующее остинатную фактуру.
Неотъемлемой частью фестиваля стал Всероссийский конкурс молодых исполнителей на домре и мандолине Prima Domra. В финальном туре лучшие молодые солисты из разных регионов нашей страны и зарубежья выступали в сопровождении Тамбовского оркестра русских народных инструментов «Россияне» под управлением дирижеров Юрия Храмова и Анны Семишовой. В программе – домровая классика, сочинения Александра Цыганкова, Ефрема Подгайца, Георгия Шендерева, Николая Будашкина. И особенный приз победителю – электродомра мастера Артема Кукаева.
В этот раз фестиваль активно вышел за границы города: впервые сформирована региональная молодежная программа «Домра – марафон», идея которой – объединить культурный туризм, мастерство юных музыкантов и знакомство широкого круга слушателей со старинным русским инструментом домрой. В концертах в атмосферных исторических местах Тамбовской области выступали молодые исполнители на домре, а перед началом были организованы лекции по теме «Русская домра: Истоки. Идеи. Имена», чтобы приобщить слушателей к истории домры.
Всего этого великолепия не было бы, если бы Екатерина Мочалова не убедила власти и общественность Тамбова, не заразила своим энтузиазмом и любовью к русским народным инструментам, к домре Министерство культуры Тамбовской области, Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова, а также Президентский фонд культурных инициатив, «Союз музыкальных деятелей». В следующем году фестиваль отметит первый маленький юбилей, и организаторы обещают придумать нечто особенное, чего раньше никогда не было.