В июне 2023 года в Пермский театр оперы и балета пришел новый генеральный директор. Им стала Анна Волк, до этого работавшая техническим директором и руководителем фестивального штаба «Золотой Маски», затем возглавляла Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, театр «Центр драматургии и режиссуры». Пока сезон только начинается, но Анна Волк (АВ) согласилась рассказать о ближайших планах и своей стратегии Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Анна, поздравляю вас с назначением. Вы впервые директорствуете в оперном театре – уже ощутили его специфику и отличие от драмы, если так вообще можно ставить вопрос?
АВ Драма и опера, конечно, отличаются. Прежде всего большим разнообразием творческой структуры – тут и оркестр, и опера, и балет. Но театр остается театром, и принципы управления примерно одни и те же.
ЕК Вы же работали в дирекции «Золотой Маски», где есть и музыкальный театр, и драматический. То есть некий опыт у вас уже накоплен.
АВ Я работала на «Маске» с 2004 по 2012 год. Тогда я узнала о Пермском театре, завязала обширные контакты со многими театрами по всей стране. Но это все-таки немножко другое: фестиваль – это организация приезда коллективов в Москву или работа по региональной программе «Маски». Ты все равно, так сказать, находишься с внешней стороны рампы. Теперь я внутри, и это все на себя надо примерить.
ЕК Скажите, пожалуйста, как обстоит дело с реконструкцией театра? Когда я беседовала с вашим предшественником Довлетом Анзароковым год назад, то шли разговоры о том, что помещение театра не отвечает современным потребностям, что надо как-то расширяться. Как обстоит дело сейчас?
АВ Я тут соглашусь со своим коллегой, потому что дело не столько в ремонте – здание, в общем, в рабочем состоянии. Просто очень мало места. Я сейчас говорю даже не о размере сцены: все знают, что Пермский театр один из самых маленьких музыкальных театров в стране, и это ограничивает репертуар, ограничивает набор произведений, которые мы можем на своей сцене исполнять. Но также очень мало любых помещений – репетиционных и всех остальных, вплоть до кабинетов и офисов, места катастрофически не хватает. Люди работают в каком-то смысле «в тесноте, в обиде». Это прекрасно, но это противоестественно, мягко говоря. Например, репетиционная база оркестра находится в одном из помещений Завода Шпагина. То есть для оркестра нет полноценного репетиционного пространства внутри театра. Я пока не до конца понимаю, как это происходит, например, зимой. Потому что есть обычные бытовые аспекты. Утром у оркестра репетиция на Шпагина, вечером – в театре. Получается большой четырехчасовой перерыв между ними, но когда нагрянет суровая уральская зима, я как-то слабо себе представляю все перемещения.
В балет вернулся к нашей радости Алексей Григорьевич Мирошниченко, и труппа работает в полноценном режиме, круглосуточно репетируют – нон-стоп заняты оба балетных зала. Для оперы нет такого репетиционного помещения, которое было бы идентично размерам сцены. Чтобы постановочный процесс проходил в реальном масштабе пространства основной сцены, куда потом можно было выходить полностью готовыми. Понятно, что я не знаю, какой я по счету директор, который будет ждать строительства новой сцены театра. Но в общем мы реалистично понимаем, что это будет нескоро. В любом случае будем думать, разговаривать с Министерством культуры края и с губернатором про какие-то возможные способы решения проблем в плане помещений. Что касается того, в каком состоянии театр, то сейчас, слава богу, идет ремонт фасада, до конца этого года он должен закончиться. Поэтому какие-то возможные в этих условиях улучшения в любом случае происходят.
ЕК Анна, как директор вы будете вмешиваться, влиять или даже диктовать репертуарную политику?
АВ В моем идеальном мире я представляю работу Пермского театра по интендантской модели. Конечно, до определенных границ, потому что мы с вами прекрасно понимаем, что всех, кого бы я хотела видеть, будь то режиссеры, дирижеры, художники, пригласить сразу не получится. Буду ли я что-то диктовать? Я это, честно говоря, с трудом себе представляю. Потом, мне кажется, это и не потребуется, а влиять, разумеется, постараюсь. Я бы использовала формулировку «совещательный голос», так как трудно себе представить, чтобы я заставляла Алексея Мирошниченко поставить то, что он не хочет, а с другой стороны, точно так же трудно представить себе, чтобы он не советовался со мной и не обсуждал со мной свои планы. Что, собственно, и произошло, когда он сейчас вернулся в труппу: у него был подготовлен творческий портфель с предложениями на перспективу на несколько сезонов вперед.
То же самое с оперой. Сейчас понятно, что планы на этот сезон были сформированы год или даже два назад, потому что дирижеры и режиссеры – всегда занятые люди. Но эти договоренности не вызывают у меня никаких вопросов. По каким-то персоналиям на текущий сезон вопрос решали уже вместе со мной: скажем, с дирижером Тимуром Зангиевым об участии в постановке «Тоски» договаривалась я. А дальше, уже в работе над следующим сезоном 2024/2025 и даже над 2026 годом, я принимаю самое деятельное участие. Пока не называю имена, так как вы прекрасно понимаете, что все может меняться, и мы сами удивляемся такому далекому горизонту нашего планирования.
ЕК Как директор вы довольны кассой? Насколько востребованы у местной публики текущие постановки?
АВ Я очень довольна, и для меня тут было много приятных открытий, потому что, ну, скажем так, я примерно представляю себе, как это происходит в Москве и в Петербурге, какая разница между продаваемостью балета и оперы, тем более концертных программ. Здесь я увидела, что в Перми опера столь же востребована, что и балет. Удивительно рвение людей – одно дело, когда премьера, но когда это репертуарные спектакли… Существует формулировка: зритель конечен, и если он конечен в Москве, где проживает около двадцати миллионов жителей, то в миллионном городе Перми публика еще быстрее исчерпывается. Я ищу для себя объяснение в качестве постановок, исполнения, в качестве звучания оркестра, если мы говорим о симфонических концертах, и так далее. В этом смысле моя задача – не только радоваться кассе, но и понимать проблемы оркестра или оперы в смысле кадрового пополнения.
ЕК А какова ситуация с главным дирижером? Планируете ли искать кандидата на эту позицию? И надо ли его вообще сейчас искать – в Большом театре давно живут без музыкального руководителя, и механизм сбоя не дает.
АВ Получилось так, что уход Миграна Агаджаняна как-то совпал с моим приходом, но его решение покинуть театр было озвучено намного раньше. Он продирижировал премьерным блоком оперы «Бал-маскарад», 14 июня написал заявление об уходе, а 15 июня я приступила к работе. То есть мы с ним даже не увиделись. Он вышел – я зашла, вот так примерно это выглядит. В России действительно хватает театров, которые сейчас работают без музыкального руководителя, – это и Большой театр, и «Новая Опера». Я пока не вижу острой необходимости немедленно найти и назначить главного дирижера. Во-первых, как я успела понять, опыт последних лет был достаточно травматичным для Пермской оперы. Человеческие и творческие взаимоотношения с предыдущим главным дирижером складывались по-разному, поэтому сейчас все немножко выдохнули, отпустили ситуацию.
Мигран Агаджанян: Чтобы расти, нужно уметь работать с разными дирижерами
С другой стороны, в театре есть штат прекрасно работающих дирижеров, а также на этот сезон есть широкая палитра приглашенных маэстро, очень разных, но, безусловно, с моей точки зрения, авторитетных и необходимых для разнообразной жизни оркестра, солистов и так далее.
ЕК Артем Абашев возглавлял оркестр театра до прихода Агаджаняна. Он вроде бы уходил, потому что была своя конфликтная ситуация с оркестром. Теперь он возвращается, и как это будет все складываться?
АВ Надеюсь, что все сложится хорошо. Во всяком случае, в конце августа он уже встретился с оркестром, и все прошло нормально. Если раны были, то они затянулись, но думаю, что конфликт был не только между Артемом и оркестром – возможно, сложилась некая интрига. А как, с другой стороны, в театре без интриг?! Но то, что он приходит как один из приглашенных дирижеров на постановку – это абсолютно нормально воспринято, потому что все совершенно четко понимают, какие задачи он ставит перед собой, перед оркестром, и какие задачи перед ним ставит Мирошниченко. Тут, мне кажется, все настроены на постановку «Ярославны» Тищенко, и вместе бодрым шагом пойдут к ней.
ЕК Периодически бываю на Дягилевском фестивале и заметила, что взаимоотношения театра и фестиваля охладились. Во всяком случае, в последний год фактически никаких событий во время фестиваля в театре не происходило. Какова ваша стратегия в этом вопросе, вы хотите наладить вновь сотрудничество?
АВ Я сразу говорю – да, и надеюсь, что это наше взаимное желание с фестивалем. Летом мы обсуждали эту ситуацию, встречались и с дирекцией фестиваля, и с Теодором Курентзисом. Мы планомерно делаем шаги навстречу друг другу, причем в разных направлениях и ипостасях, говорим о самых разных вещах – в том числе и о премьере театра в рамках фестиваля. О предоставлении площадки фестиваля для показа какой-то подготовленной нами премьеры специально для фестиваля и, возможно, о концертах musicAeterna в рамках фестиваля, но в театре, а не во Дворце культуры имени Солдатова. Готовы с двух сторон двигаться друг к другу, нет никаких противопоказаний для этого.
ЕК Вы сказали – премьера театра в рамках фестиваля. Имеется ввиду, что постановкой будет дирижировать Теодор? Или это будет просто продукция театра?
АВ Пока речь идет о том, что Пермский театр готовит свою премьеру в рамках Дягилевского фестиваля, и она включается в его афишу. Отдельный разговор про сотрудничество с Теодором Курентзисом как с музыкальным руководителем или дирижером-постановщиком. Мы ведем переговоры, но это все-таки более сложная история в плане графика – Теодор тоже живет в долгосрочном планировании, пока мы обсуждаем разные варианты. Думаю, что это будет уже, наверное, 2025 год. Было бы, конечно, здорово.
ЕК Ближайшая премьера сезона – оперы «Человеческий голос» Пуленка с прологом и эпилогом Владимира Горлинского, потом балет «Ярославна» Тищенко. Что еще?
АВ В середине сезона – «Тоска» под управлением Тимура Зангиева и в постановке Федора Федотова, дальше – «Похождения повесы», оперный дебют Андрея Прикотенко с Федором Леднёвым за дирижерским пультом. И в конце сезона в июне состоится возобновление балета «Золушка».
ЕК Анна, а каковы ваши личные планы? Довлет Анзароков мне рассказывал, что каждые выходные ездил в свой родной город, в Петербург. Вы, человек столичный, приехали в Пермь. В каком алгоритме вы живете сейчас и планируете жить?
АВ Я планирую жить в Перми. Могу только позавидовать Довлету, у которого была такая возможность летать на выходные в Питер. Мы беседуем в субботу, и вы видите, что я сижу в кабинете. Но если серьезно, то я должна отсмотреть весь репертуар, а спектакли в театре, как вы знаете, идут и по выходным. И понятия субботы и воскресенья в театре условные. Повторю: я собираюсь жить здесь, в Перми. Но при этом так выстраивается сезон, что у меня подряд будет несколько командировок в Москву. Например, 26 сентября в Новой Третьяковке открывается выставка, посвященная столетию Пермской художественной галереи. На открытии выступит наш хор Parma Voices – Екатерина Антоненко придумала замечательную программу, представляющую четыре века истории музыки, от русских духовных песнопений до Стравинского, от итальянского барокко до Шостаковича. В свою очередь, мои друзья и близкие с удовольствием планируют навещать меня в Перми, так что грустить не придется.