«Страсти по Иоанну» прозвучат под управлением Екатерины Антоненко

28.09.2023
«Страсти по Иоанну» прозвучат под управлением Екатерины Антоненко

Московская филармония представляет абонемент № 3 «Бах. Гендель», в концертах которого звучат оратория «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя и грандиозные пассионы Баха – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Цикл, посвященный крупнейшим шедеврам музыки барокко, открывают «Страсти по Иоанну»: 4 октября в Зале Чайковского сочинение прозвучит в исполнении вокального ансамбля Intrada и Государственного академического камерного оркестра России под управлением Екатерины Антоненко.

Эта версия Страстей Христовых менее известна, чем баховские «Страсти по Матфею», завершающие нынешний абонемент. Тем не менее «Страсти по Иоанну» не уступают своему «старшему брату», появившемуся на четыре года позже, и занимают важное место в многовековой истории интерпретаций событий последних дней жизни и смерти Христа. Шуман считал их более смелыми, сильными и поэтичными, и многие современные исполнители с ним согласны.

«Страсти по Иоанну» созданы Бахом в первый год работы в Лейпциге в качестве кантора церкви Святого Фомы и впервые исполнены в Страстную пятницу 7 апреля 1724 года в церкви Св. Николая. Партитура написана для солистов, хора и инструментального ансамбля, который помимо струнных и бассо континуо включает флейты, гобои, гобои да качча, а также лютню, виолу д’амур и виолу да гамба, что создает богатый тембровый колорит сочинения. Сам Иоганн Себастьян очень ценил «Страсти по Иоанну» и не раз возвращался к партитуре; окончательная версия сложилась незадолго до смерти композитора.