Ария с буклетом События

Ария с буклетом

В Мариинке-2 стартовал Шестой фестиваль Ильдара Абдразакова

Открытие отметили пафосно: в Петербург приехал мексиканский тенор Рамон Варгас, которого в России ждали с весны.

Концерт прошел на особой волне – радости, улыбок, горячего энтузиазма публики. Всю атмосферу, безусловно, задал главный герой вечера – Ильдар Абдразаков. Удивительно, но факт: бас «обошел» тенора, Эскамильо взял верх над Хозе, а Мефистофель взял верх над Фаустом. Но и символично, ведь фестиваль этого года посвящен 150-летию Федора Шаляпина – величайшего из русских басов.

Ильдар брал обаянием, раскованностью, артистичностью и, безусловно и прежде всего, – великолепным вокалом. Качество звучания голоса, понимание разной стилистики, разнообразие красок и нюансов – все это выгодно отличало Абдразакова и обозначило несомненный триумф – его персональный и всей русской школы. Плюс каждый номер он мыслил как мизансцену. Ария Лепорелло «с буклетом» уже стала его фирменным номером, но всякий раз с наслаждением следишь за юморными жестами и мимикой Ильдара, да и в буклетах ведь меняются картинки. В дуэте Неморино и Дулькамары он, словно фокусник, извлек из кармана бутылочку с «любовным напитком» и за мзду вручил ее партнеру. Вся гамма чувств, от иронии до сочувствия, отражалась на лице первого русского баса, когда он в образе Мефистофеля искушал бедолагу Фауста, и следить за этими «немыми» ремарками было, пожалуй, даже интереснее, чем за пением титулованного гостя, с трудом отрывавшего в эти моменты глаза от нот.

Ильдар Абдразаков: Меня уже не удивить большими и красивыми голосами

Действительно, Варгас все первое отделение был очень напряжен, звучал нестабильно, нервно комкал носовой платок в руке. Всякий раз, когда наступало время верхних нот, сердце сжималось – вытянет ли? Получалось не всегда.

Второе отделение прошло спокойнее: видимо, тут певец поставил свои «коронные» арии, вроде Дона Оттавио или Ленского, в которых был больше уверен. Однако выяснилось, что звукоизвлечение – главное, что заботило мексиканского гостя. Моцарт, Гуно, Чайковский – все звучало абсолютно одинаково, в динамической амплитуде от меццо-форте до форте, с преувеличенной подачей на зал. Впрочем, его Ленский вновь покорил русскую публику – за десятилетия тенор так и не освоил тонкости произношения этих трудных русских слов, зато это звучало так трогательно, так беззащитно. «Он ведь так старался!» – вздыхали зрители и стоя приветствовали Варгаса.

Оба героя вечера (в заключительной сцене из «Кармен» пару пылкому Хозе – Варгасу составила мощная Екатерина Сергеева) были щедры на бисы, устроив своего рода соревнование. Вначале Варгас молил о любви в латиноамериканском хите Besame mucho, затем Ильдар Абдразаков поддал жару, спев наши «Очи черные». А затем они вместе слились в экстазе в «Гранаде» Агустина Лары.

Идеальным партнером для певцов стал Симфонический оркестр Мариинского театра. Валерий Гергиев, продирижировав в соседнем Концертном зале «Мариинский» сложнейшую концептуальную программу ко дню рождения Шостаковича, мгновенно переместился на Новую сцену и включился в совершенно иной репертуар. Для «настройки» публики он выбрал «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, погрузив зал в мир призрачных грез. Он никуда не спешил, продлевая каждый звук, каждое мгновение, готовя тем самым блок французских арий и дуэтов из опер Гуно, Массне и Бизе. Аккомпанирует маэстро певцам замечательно, буквально спиной чувствуя их дыхание. Накладок практически не было, и Гергиев с удовольствием выходил на поклоны со своими друзьями (Варгас впервые приехал на «Звезды белых ночей» в Мариинку в 2008 году).

Суждения критика – по гамбургскому счету, но, безусловно, публика просто купалась в волнах любовных излияний и комических эскападах артистов. В этот вечер обошлись без драм, и даже Кармен осталась живой, убежав в кулисы от своего докучливого ухажера.

Фестиваль меж тем двинулся в регионы: Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Самара, Казань. Здесь будут проходить мастер-классы Ильдара Абдразакова, а в концертных программах с ним выйдут на сцены этих городов замечательные русские басы – Алексей Тихомиров, Станислав Трофимов, чтобы доказать: традиции Шаляпина живы, и на возделанной им почве продолжают вырастать редкой красоты цветы.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»