В Ростове завершился фестиваль «МОСТ». Его название расшифровывается так: «Музыка» как основа фестиваля, то, чем ежедневно живет и дышит филармония; «Оркестр» — главное действующее лицо фестиваля, старейший коллектив Ростовской государственной филармонии, основанный в 1935 году; «Симфония» — вершина фестиваля, так как в программу обязательно включена симфония одного из великих композиторов-классиков; «Талант», объединяющий всех людей.
Первоначально фестиваль должен был пройти в последнюю неделю июня, уже отзвучал концерт-открытие, а на следующий день Ростов заняли бойцы ЧВК «Вагнер». Конечно, все приглашенные музыканты покинули город, а руководство Ростовской филармонии, по инициативе которой этот фестиваль был создан, было вынуждено срочно искать новые даты. По счастью, несмотря на востребованность художественного руководителя фестиваля пианистки Екатерины Мечетиной, а также солистов и главного дирижера АСО Ростовской филармонии Антона Шабурова, нашлась неделя с 8 по 14 сентября. Неизменной осталась программа, посвященная музыкальным достижениям республик СССР, а о том, как все прошло, Екатерина Мечетина (ЕМ) рассказала Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Екатерина, как бы вы сформулировали основную идею нынешнего фестиваля?
ЕМ Музыкальное искусство каждой из национальностей, составляющих Советский Союз, неповторимо, как неповторимы их судьбы, их песни и танцы — каждая вносила в советскую музыку свою, особую краску. Наш фестиваль — это мост, соединяющий период больших свершений, открытий, развития, богатых традиций и художественного наследия с нашим временем. Взаимообмен и взаимопроникновение культурных особенностей никак не мешали бережному сохранению национальных устоев. Без прошлого нет будущего. На фестивале «МОСТ» мы вспомним нашу историю и с благодарностью возьмем из нее лучшее!
ЕК Теперь, когда все волнения и тревоги позади, как вы оцениваете итоги фестиваля?
ЕМ В сентябре все прошло без накладок. На оркестр выпала невероятная нагрузка, у них было 27 новых произведений. С ними готовил программы Антон Шабуров, который был максимально погружен в репетиционный процесс. Считаю, что оркестр справился очень достойно, тем более что почти вся музыка была им раньше не знакома, там было много далекого от концертного мейнстрима. Наиболее популярные опусы — это Десятая симфония Шостаковича, два фортепианных концерта — Четвертый и Пятый — Прокофьева, которые играл Сергей Давыдченко. И то, Четвертый концерт, скорее всего, в Ростове раньше не исполнялся — информации об этом найти не удалось. Говоря о Давыдченко, могу сказать, что в этом смысле удачно, что фестиваль оказался перенесенным. Благодаря новым срокам Давыдченко смог участвовать в новом статусе победителя Конкурса имени Чайковского, более того, он впервые играл в Ростове после конкурса, и его встречали и принимали с огромным энтузиазмом.
ЕК Не все произведения вышли из-под пера композиторов, родившихся в республиках.
ЕМ Да, была, к примеру, Увертюра Шостаковича на киргизские темы — такие ракурсы тоже не исключались, так как набрать по всем республикам полноценные партитуры, видимо, было сложно. Но фактически всю программу этого года прорабатывала команда во главе с директором Ростовской филармонии Оксаной Яковлевой. Со своей стороны, я «закрыла» тему Таджикистана, так как у меня в репертуаре был Фортепианный концерт Толибхона Шахиди, и он очень пригодился. Мы включили сочинение «Праздничный кюй» казахского композитора Еркегали Рахмадиева, о котором часто упоминается в рассказах о Геннадии Рождественском.
Какие-то авторы звучали в камерных программах. А еще шли так называемые постконцерты, названные в буклете «Ночная музыка». Например, концерт бардовской песни, которая в Ростове очень любима.
Ночные концерты начинались после филармонических, и мы сами не всегда успевали перебежать из филармонии на другую площадку. Например, к нам приезжала Капелла Санкт-Петербурга с Владиславом Чернушенко. Рассчитывали, что хронометраж «Перезвонов» Гаврилина — полтора часа, но начало задержалось, произносились речи, и мы с Антоном Шабуровым не успели на теплоход «Анатолий Осенний», где проходил джазовый концерт.
Еще была на открытом воздухе дискотека СССР. Приехала группа «СССР» из Саратова, которая исполняла любимые песни 1970-х, вплоть до «Мы к вам приехали на час» из «Бременских музыкантов». Мы влились в толпу ростовчан и все весело поплясали.
В рамках фестиваля проходила лаборатория молодых дирижеров, и один из них, ставший победителем студент Московской консерватории Николай Абрамов, вытянул по жребию партитуру балета Шнитке «Желтый звук».
ЕК Рождаются невольные ассоциации с Дягилевским фестивалем. Есть амбиции сделать нечто подобное, проект, который заинтересует публику из других городов?
ЕМ Безусловно, ассоциация с Дягилевским фестивалем должна была возникнуть, поскольку у истоков «МОСТа» стоял Валентин Урюпин, он сам провел два предыдущих фестиваля, и не мог не использовать свой пермский опыт — он ведь работал у Теодора Курентзиса, наблюдал изнутри всю кухню Дягилевского. И теперь команда Ростовской государственной филармонии во главе с директором Оксаной Яковлевой совместно с Антоном Шабуровым, Еленой Банниковой максимально развивает проект, концептуально насыщая его. Но для слушателей охватить все события не так просто, надо быть даже физически очень крепким, чтобы прийти на дискуссию в фестивальный клуб в четыре часа дня, потом пойти на вечерний филармонический концерт и дальше попасть еще и на постконцерт. На мой вопрос, почему так плотно составлено расписание, мне сказали: «Хотим, чтобы о нас все заговорили». И мне кажется, цель достигнута. По крайней мере, местные руководители оценили наши усилия. Министр культуры Ростовской области Анна Дмитриева, посетив концерт Сергея Давыдченко, именно об этом и говорила — о серьезной просветительской, образовательной составляющей фестиваля, о его высоком профессиональном и художественном уровне.
ЕК В одной из программ вы сыграли Первый фортепианный концерт Родиона Щедрина. Какую республику он представлял?
ЕМ Родион Константинович, естественно, представлял РСФСР. И его музыку публика приняла сразу — она очень яркая, с понятной уху тональной основой. Потому что наряду с этим были и сложные для восприятия вещи. Я даже немного сомневалась, не выйдет ли у нас перебор с просветительством, но коллеги меня убедили, что обращение к малоизвестным произведениям, не мейнстриму — родовой признак фестиваля. В целом слушатели проявили большой интерес к программе. Но, обсуждая следующий фестиваль, я, как говорит сейчас молодежь, «топлю» за большую доступность репертуара, а мои коллеги отстаивают прежний подход, так что мы в поисках золотой середины. У меня даже мелькнула дерзкая идея — а что если сделать, наоборот, программу только из абсолютных хитов?..
ЕК Давайте еще раз суммируем все площадки фестиваля, который явно вышел за рамки чисто филармонического пространства.
ЕМ В Большом зале Ростовской филармонии выступал симфонический оркестр, камерные концерты проходили в галерее «Астор», барды пели в пространстве «Циферблат», джазовый концерт был на теплоходе, дискотека СССР проходила на площадке перед Публичной библиотекой — там такое возвышение со ступеньками, образующее естественную сцену. А «Желтый звук» в программе «По Кандинскому» показали в креативном пространстве под названием Art Bazar. Еще были утренние детские концерты в фойе Большого зала филармонии. Например, программа с песочной анимацией, играми, викторинами, воркшопами для юных слушателей и зрителей, исполнением «Пети и волка» и сюиты «Летний день» Прокофьева под управлением как раз участников лаборатории молодых дирижеров. В общем, программа представляла фактически марафон и уже приближалась по концепции к «Безумным дням», которые проходят в Екатеринбурге.
Идея вывести фестиваль во внеакадемическое пространство и новые локации присутствовала с момента основания фестиваля. И, кстати, в сентябре погода и график оказались более благоприятными: в июне многие бы уже разъехались по дачам, в отпуска, а сейчас жители были в городе и многие с удовольствием приходили на эти проекты фестиваля. Поэтому теперь думаем, чтобы фестиваль в 2025 году провести в конце мая — начале июня, в период, когда еще многие в городе, завершается учеба, но еще не начались сессии в вузах.
ЕК Оцените те концерты, где вы были не участницей, а зрительницей. Действительно ли стоило доставать с полки забытые сочинения, стряхивать с них пыль?
ЕМ Думаю, что стоило. Возможно, какие-то произведения могли вызвать недоумение, но, к чести ростовчан, они выказали уважительное отношение к музыке, никто не уходил из зала, не шуршал бумажками от конфет… Очевидно, что вслушивались, стремились понять и разобраться.
ЕК Вы ведь руководите еще несколькими фестивалями.
ЕМ Одиннадцать лет провожу фестиваль «Зеленый шум» в Сургуте, дважды проходил фестиваль в Татарстане — в Нижнекамске и Альметьевске, он назывался «Притяжение музыки».
ЕК Это интересно — создавать свою музыкальную вселенную?
ЕМ В принципе, мне нравится. Хотя я никогда не считала себя гиперкреативной и до создателей Дягилевского фестиваля, наверное, мне далеко. Но когда я за что-то берусь, то отношусь очень серьезно и стараюсь подбирать команду, на которую можно опереться. В Ростове такая команда есть, и особая благодарность губернатору РО Василию Голубеву и курирующему сферу культуры первому заместителю губернатора Игорю Гуськову за понимание необходимости развития академического музыкального искусства и всестороннюю поддержку фестиваля. Потому что один в поле не воин, особенно когда дело касается эксклюзивных фестивалей. Мне меньше всего хотелось бы повторять один и тот же паттерн, хотя такие концепции фестивалей тоже есть. Но мне такой подход не близок. Исторически сложилось, что в организации «Зеленого шума» мы каждый год стремились чем-то новеньким удивить публику Сургута. Тиражировать этот фестиваль на другие города по разным причинам невозможно, так как в Сургуте во многих смыслах очень привилегированные условия. А фестиваль «МОСТ» — это огромный вызов, но основа закладывалась, как я уже говорила, до меня. А вот когда мы будем делать его через два года, там уже будет другая картина, я уже сейчас, на старте планирования, включаюсь в работу.