Te Deum Шарпантье прозвучит в Зале Чайковского

06.10.2023
Te Deum Шарпантье прозвучит в Зале Чайковского

27 октября дирижер Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica представят в Зале Чайковского шедевры духовной музыки раннего Ренессанса и высокого Барокко. В новую программу коллектива вошли месса L’Homme armé («Вооруженный человек») Гийома Дюфаи и Te Deum Марк-Антуана Шарпантье.

Программа построена на контрастном сопоставлении изощренной вокальной полифонии мессы Дюфаи и инструментальной роскоши мотета Te Deum Шарпантье. Сочинения, написанные на духовные тексты, объединяет образ воинства, небесного или земного, отраженный в музыке: напрямую — в Te Deum, более изысканно и завуалированно — в мессе.

Гийом Дюфаи (1397–1474) вошел в историю как один из родоначальников франко-фламандской школы; ее главным достижением стал особый стиль вокального многоголосия, основанного на искусном полифоническом переплетении голосов.     Каркасом мессы «Вооруженный человек» стала одна из самых известных песен Европы времен позднего Средневековья и Возрождения L’Homme Armé, лежащая в основе как минимум сорока месс. Сложнейшая партитура раннего Ренессанса требует особого исполнительского подхода и мастерства – и тем, и другим Questa Musica обладает: Чижевский уже третий раз включает шедевр Дюфаи в программу ансамбля. Дирижер так увлечен музыкой нидерландских полифонистов, что даже совершил путешествие по городам, где работали великие представители этой школы. Был он и в Камбре, где жил Дюфаи и где написана его знаменитая месса.

Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704) в Париже времен Людовика XIV оставался на вторых ролях: к королевскому двору его ревниво не подпускал всемогущий Жан-Батист Люлли. Ренессанс барочной музыки в ХХ веке также не спешил подарить вторую жизнь музыке Шарпантье, однако сегодня крупнейшие исполнители и исследователи французского барокко ставят этого композитора в один ряд с лучшими мастерами эпохи.

Филипп Чижевский и его ансамбль одними из первых в России начали знакомить слушателей с крупными сочинениями великого француза; их обращение к Te Deum можно считать первой вершиной этого пути. Знаменитый опус датируется началом 1690-х годов и был, вероятно, написан в честь победы Людовика XIV над союзниками во Фландрии – отсюда его парадное звучание с трубами, литаврами и разнообразием тембров барочного оркестра. Questa Musica исполнит Te Deum на исторических инструментах.