Три века колоратуры События

Три века колоратуры

В рамках фестиваля «Видеть музыку» состоялся бенефис Эльвины Муллиной

При вполне очевидном, обозначенном в самом названии акценте на полноформатные спектакли, фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», проходящий при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив, иногда представляет и оперы в концертном исполнении, камерные оперы, спектакли малых форм и прочее. Дошла очередь и до бенефиса певицы.

Дважды номинантка «Золотой Маски», солистка Музыкального театра Республики Карелия, колоратурное сопрано Эльвина Муллина неоднократно участвовала в фестивале «Видеть музыку». Москвичи с удовольствием вспомнят и ее чудесную Царицу Ночи во второй, «взрослой» части диптиха «Волшебная флейта» в «Геликон-опере» (первая часть –  та же опера в лайт-версии для детей). Программа «Эволюция сопрано» (прошедшая на Малой сцене МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) включала арии и дуэты от Монтеверди до Бернстайна в исполнении Муллиной и ее коллег, солистов и артистов театра.

Ставка на солистку сыграла вполне: Эльвина Муллина убеждает и способностью к стилистической перестройке, и умением держать аудиторию в отсутствии сценической истории (легкие мизансценические намеки в дуэтах – почти не в счет). Но главное – она ищет выразительность и краски именно в звуке, совершенно избегая форсажа, амикошонства и всяческих «штучек», к которым в стремлении замаскировать вокальные проблемы иногда прибегают певицы больших и малых театров. И в подвижных, и в кантиленных фрагментах Муллина сохраняет стопроцентный контроль и соотношение целого (линии) и детали. Лишь иногда чуть «соскакивает» крайний нижний регистр. Пожалуй, в некоторых случаях (например, ария Кунигунды из «Кандида» Бернстайна) певица и пианистка в поисках качества звука как такового даже сглаживают характерность образа. То же относится к Дуэту цветов из «Лакме» Делиба (Эльвина Муллина и Мария Белокурская): в нем остро не хватало характерной пластики, воздуха, сада и, собственно, цветов.

 Динамическая палитра Эльвины Муллиной лишена лишь fortissimo, но в остальных нюансах певица вполне убедительна. К безусловным удачам программы отнесем шедевр музыки для кастратов – арию Барзане из «Арсильды» Вивальди, чудесный вокальный вариант Сицилианы из Сонаты для флейты и клавира ми-бемоль мажор (BWV 1031) Баха, арию Констанцы из «Похищения из сераля» Моцарта и арию Джильды из первого акта «Риголетто» Верди.

Фото: Елена Лапина

Порадовали инструменталисты (струнный ансамбль задействован, в основном, в барочной части программы). Музыканты – скрипачи Мария Давыдкова и Денис Ворона, альтист Герман Павлович, виолончелистка Нина Феофанова, флейтистка Ксения Левина, исполнитель на блокфлейте Павел Попов – играют на современных инструментах (естественно, с поправкой на местные условия, когда блокфлейта идет как замена траверс-флейты). Но если не зацикливаться на форме, а вслушаться в суть, заметно, что полвека исторического исполнительства оставили отчетливый след в головах, сердцах и душах музыкантов (а, следовательно, и в штрихах и прочих приятных мелочах, отличающих людей, знающих о существовании Арнонкура, Гардинера или Сигизвальда Кейкена, от тех, кто понятия о них не имеет). Но клавесина все же не хватало: показалось, что при случае пианистка Наталья Настенко могла бы блеснуть и на этой разновидности клавира.

Некоторые вопросы вызвал отбор произведений в программу и исполнительские варианты. Возможно, в поисках равновесия между вокальными номерами (их длительностью) или опасаясь потери внимания карельских зрителей (которым изначально это адресовано), были сделаны неловкие купюры в ряде номеров. Больше всего досталось сцене сумасшествия Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) – вспомнились сакраментальные книги 1990-х с краткими пересказами сюжетов классической литературы. В упомянутом Дуэте из «Лакме» было обидно срезано чудесное, необыкновенно выразительное (и при этом краткое) послесловие. Но гораздо важнее другое: начавшись с Клеопатры («Юлий Цезарь» Генделя), пройдя через Монтеверди, Вивальди, Баха, Моцарта, Доницетти, Верди и Делиба, программа «прыгнула» сразу в арию Титании из «Сна в летнюю ночь» Бриттена и арию Кунигунды Бернстайна. При несомненном праве выбора исполнителя, при том, что необъятного не объять, – никуда не денешься от ощущения гостя, приглашенного на прекрасную трапезу, но принужденного покинуть ее значительно раньше времени. Оставаясь в парадигме программы с ясной итальянской ориентацией, остро не хватает Пуччини (кстати, он присутствует в репертуаре певицы в Карельском театре). А если подумать о «русском знаке», – героинь Глинки или Римского-Корсакова (например, Шемаханской царицы, – намеренно привожу пример безусловного хита, а не редко звучащей эстетской музыки).

За вычетом этих деталей, краткий экскурс в трехсотлетнюю историю колоратуры (самое раннее сочинение написано в 1642, самое позднее – в 1960 году) длиной в час пятнадцать вполне удался. Ждем продолжения, а возможно, и кристаллизации камерной программы как отдельной субстанции фестиваля «Видеть музыку».

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой