Российское музыкальное образование – система, основанная на традициях, что является как ее достоинством, так и недостатком. Наш взгляд нередко ограничен стандартами того, «как именно это должно быть», что часто не способствует восприятию явлений нового искусства. Возникает замкнутый круг: я не понимаю современную музыку, она мне не нравится, я ее не слушаю и не изучаю, поэтому и не понимаю. Преодолеть эту инерцию помогают на XIII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском.
Проведение сентябрьской творческой школы для композиторов стало уже традицией – с 2011 года в Чайковский съезжаются студенты из разных уголков мира. В этот раз Академию поддержал Президентский фонд культурных инициатив, что позволило организаторам во главе с директором Викторией Коршуновой добавить новые направления – лабораторию Центра электроакустической музыки Московской консерватории и курс для музыковедов. В разных локациях Чайковского все две недели проведения с утра до позднего вечера читали лекции, проводили презентации, репетировали, играли концерты.
Студентов-композиторов в этом году разделили на группы: восемь из них писали пьесу для Московского ансамбля современной музыки – постоянного участника курсов в Чайковском, а четверо других – создавали мультимедийные произведения вместе с CEAM Artists. Консультировали молодых авторов опытные профессора, приглашением которых занимался руководитель Академии Александр Хубеев. Команду преподавателей, состоявшую в основном из российских композиторов, удачно дополнили и иностранцы: Михаэль Пельцель, Артуро Кораллес и Брис Позе. Создание сочинений с электроникой и другими медиа, впервые выведенное в отдельное направление (куратор – композитор Николай Попов), дало молодым композиторам возможность попробовать себя в этой сфере, ведь для некоторых это стало фактически первым опытом. Кроме того, они могли взаимодействовать с очень открытыми к новому музыкантами CEAM Artists: виолончелистка Юлия Мигунова и баянист Венедикт Пеунов рассказывали о самых необычных техниках игры, а также пускались в любые сценические эксперименты, которые предлагали им студенты.
Созданию нового очень способствовала творческая атмосфера на Академии и многообразие представленных форматов. Буквально каждый день в Чайковском раскрывались разные стороны современной музыки. Вдохновляет импровизация? Можно посетить концерт композиторов-профессоров Алексея Сысоева и Владимира Горлинского и даже поиграть с ними вместе. Интересны технологии в музыке? Тогда стоит сходить на мультимедийный концерт CEAM Artists. Хочется послушать новую вокальную музыку? Ее представляет виртуознейший квартет N’Caged. Не хочется сидеть в концертном зале? Тогда стоит сходить на перформанс композитора Ольги Бочихиной в парк аттракционов. Менялись и традиционные роли: например, главными участниками «Колеса Времени» стали студенты-музыковеды, а на выставке «Музыка машин» (кураторы Олег Макаров и Николай Попов) в качестве музыкальных инструментов выступили технические устройства.
Не менее важная часть Академии – практикум для молодых исполнителей. Нестандартным приемам игры или способам препарации (подготовки, видоизменения) инструмента в российских консерваториях почти не учат, а это очень важная часть современной музыки. Со студентами старательно занимались солисты МАСМ и CEAM Artists, а финальной точкой стал концерт, где вместе с пьесами классиков ХХ века участники практикума исполнили молодых композиторов. Приобщаться к современной музыке предлагали не только студентам, но и совсем юным музыкантам: МАСМ организовал совместный концерт с учащимися местной ДШИ №1.
Новым направлением на Академии стал спецкурс для музыковедов – музыкантов, на чьи плечи ложится миссия просвещения людей. Умение интересно преподносить свои знания особенно важно, когда речь идет о современной музыке. Как и в случае с другими специальностями, вузовские программы музыковедов довольно консервативны и часто не включают полноценного изучения творчества второй половины XX века, не говоря уже о сочинениях, которые пишутся сегодня. Именно поэтому попадание в живую творческую среду для студентов стало ценнейшим профессиональным опытом. Во-первых, на Академии можно услышать новые произведения в очень качественном исполнении. Во-вторых, пообщаться напрямую с исполнителями и композиторами, понаблюдать за процессом создания пьес – от показа эскизов и репетиций до финальных концертов. В-третьих, музыковеды и кураторы направления Ирина Севастьянова, Татьяна Яковлева и Владимир Жалнин подготовили специальную лекционную программу, погружая участников в контекст современного искусства, анализа произведений и разных подходов к их осмыслению.
Для всех участников Академия – возможность обмена знаниями и впечатлениями и очередное доказательство того, что, чем больше современную музыку исполнять и слушать, тем интереснее, оказывается, погружаться в этот неизведанный мир.