У меня есть гипотеза, которую невозможно проверить: в списке иностранных артистов, повлиявших на советскую поп-музыку, Тото Кутуньо был бы на первом месте. Сначала он повлиял на нее как автор шлягеров Джо Дассена и Адриано Челентано, отголоски которых можно слышать не только в репертуаре Валерия Ободзинского, но и в культовой детской сказке про Али-Бабу. О том, как любили песни Сальваторе Кутуньо в СССР еще до того, как все узнали его как Тото, говорит такой факт: когда джаз-ансамбль «Мелодия» записал пластинку «Популярная зарубежная мозаика» с обработками западных хитов (эдакий сет для только что разрешенных дискотек), на ней было по одной песне Стиви Уандера и Элтона Джона, но сразу три — авторства Кутуньо.
Когда Тото Кутуньо прославился как певец, он стал одним из главных лиц итальянской эстрады, горячо и страстно любимой в СССР. Да что там «одним из» — пожалуй, он был главным итальянцем для советского народа, затмив даже своего друга Челентано — недаром визитной карточкой Кутуньо была баллада «Итальянец».
Его сольная пластинка с «Итальянцем» была выпущена фирмой «Мелодия» еще в 1985-м, на заре перестройки, и стала бестселлером с миллионными тиражами. В том же году он приехал в СССР с гастролями: чуть ли не по личному приглашению Горбачева дал пятнадцать аншлаговых концертов и пил водку с Аллой Пугачевой. Потом появился на Центральном телевидении, да еще и в «Голубом огоньке», который смотрела вся страна, и далее его клипы регулярно показывали в советском Tops of the Pops — «Утренней почте».
Кутуньо у нас приняли как родного — у него даже появились отечественные доппельгангеры (поющие композиторы Виктор Чайка и Кай Метов, хотя бы по части стиля и имиджа). А сам он исполнял «Подмосковные вечера», появлялся в телеэфирах в ушанке и выступал вместе с Надеждой Кадышевой, группой «Премьер-министр» и хором Красной Армии. За это он прослыл русофилом и за это его концерт в Киеве пытались отменить в 2019-м. Впрочем, теперь все это уже неважно.
Чао, Тото, спасибо за песни, которые пели и Игги Поп, и Людмила Гурченко.