Для Деймона Албарна Blur давно перестали быть главной группой. Доказательством тому может служить и то, сколько пластинок он сделал в XXI веке (три с Blur против восьми с Gorillaz), да и то, что песни для нового диска Blur Деймон сочинял практически на колесах, во время очередного гастрольного тура с Gorillaz. Но если плодовитые Gorillaz — это современная и актуальная музыка на злобу дня, то Blur — это, если угодно, вечные ценности, игра в долгую и то, с чем Деймон, скорее всего, останется в истории. В этом смысле The Ballad of Darren (где лирический герой по имени Даррен — «обычный человек», скромный английский обыватель, прототипом которого выступил бывший охранник группы Даррен Эванс по прозвищу Смогги) — попытка вернуться к истокам, сделать нечто классическое и «корневое». При этом истоки — это не брит-поп середины девяностых и даже не энергичный «мэдчестер», с которого Blur когда-то начинали. Вдохновением для Албарна сотоварищи послужили песни The Smiths, Лу Рида, Дэвида Боуи и Леонарда Коэна.
Сильная сторона Blur состоит в том, что это именно коллектив, а не сольный проект Деймона. Здесь мы отлично слышим, как важен для звучания группы гитарист Грэм Коксон, которого так не хватало во времена Think Tank. Грэм здесь многолик как никогда (тут и энергичные хард-риффы, и блюзовый слайд, и звенящие тембры в стили Джонни Марра и воздушная акустика), а в бонус-треке Sticks and Stones он даже исполняет вокальную партию. Да и работа Джеймса Форда, ставшего в последние годы едва ли не самым модным и востребованным саунд-продюсером планеты, придала звучанию пластинки приятно-глянцевый оттенок породистого ретро. О славных брит-поповых временах напоминает разве что шумно-энергичная St. Charles Square, но даже тут и из гитарных соло, и из голоса Деймона сквозит дух Боуи времен Heroes. Веет берлинской трилогией и от еще двух ярких номеров, Barbaric и лид-сингла Narcissist, правда, здесь эти ассоциации навевает скорее монотонный, почти краут-роковый синтетический ритм.
Сильная сторона, которая выгодно отличает The Ballad of Darren от предыдущей пластинки Blur, — это обилие ярких мелодий. И в вещах поживее, и в лиричных Russian Strings, Far Away Island и The Everglades (той, что посвящена Коэну) ухо цепляется именно за полифонический рисунок, созданный гитарой, струнными и вокалом. Здесь неожиданно получила продолжение та сторона Blur, что началась где-то на Universal. То ли дело в хорошей композиторской форме Деймона (яркие песни стали получаться у него еще на весеннем диске Gorillaz), то ли в заново обретенной синергии с Коксоном, то ли в изысканных аранжировках струнных и духовых, а скорее, как всегда, во всем вместе. И хотя альбом вышел спокойным и где-то даже печальным (чего вполне логично ждать от произведения, названного балладой), есть от него ощущение какой-то легкости и непринужденности, которой в записях Blur не было примерно с прошлого века.