Неоновая подсветка на баннеры, загадочный полумрак, люди с теле- и фотокамерами – так оформили антураж нового конкурса в Малом зале консерватории, подчеркивая тему современных технологий, готовых служить людям искусства. Born for life («Рожденный для жизни») – таков девиз компании Exeed, предлагающей взять от жизни максимум, в том числе и в области творчества.
«В Московской консерватории более десяти конкурсов по разным специальностям. Но в этом состязании важен союз консерватории и компании Exeed, в лице которой мы нашли друга, партнера, взыскательного слушателя наших концертов, – сказал, приветствуя участников и организаторов, ректор МГК Александр Соколов. – Самым строгим экзаменатором сегодня станет наш Малый зал, потому что его акустика как подчеркивает достоинства конкурсантов, так и высвечивает недостатки. Это замечательная школа на пути к мастерству».
Напомним, что по регламенту в конкурсе могут участвовать только студенты вузов от 18 лет. В первый раз были заявлены пять номинаций: фортепиано, скрипка, виолончель, медные духовые инструменты и сольное пение. Первый тур – заочный отбор по видеозаявкам. Их было немало, и, по признанию члена жюри трубача Алексея Корнильева, выбрать достойных оказалось непросто. Всего по три человека в каждой номинации могло пройти в финал, и у медных духовых, к примеру, «за бортом» остались валторнисты и тубисты. Победителем в этой номинации признали студента Санкт-Петербургской консерватории трубача Романа Черезова. Но часть публики, безусловно, «болела» за тромбониста Степана Смирных, и вскоре этого прекрасного музыканта можно будет услышать в программах Московской консерватории. Право на выступление стало специальным призом студенту от альма-матер, который был вручен Председателем экспертного совета конкурса, профессором Ириной Скворцовой.
Программа конкурса – свободная; единственное условие, чтобы были две контрастные пьесы. И многие участники воспользовались шансом и исполнили пьесы, где их виртуозные и музыкантские качества раскрывались наилучшим образом.
Номер первый выпал виолончелисту Даниле Владыко, студенту четвертого курса МГК. Проникновенные звуки Прелюдии Рахманинова и блестящие Вариации на одной струне Паганини (изначально написанные для скрипки) сразу задали высокую художественную планку. «Ответственно открывать первым такое важное культурное событие, – признался, выйдя со сцены, Данила. – Но старался справиться с волнением. В Малом зале выступаю достаточно регулярно, тут родная обстановка. Участие в конкурсах – важная часть жизни молодого музыканта. Жюри, в котором обычно работают выдающиеся педагоги, организаторы концертов, могут тебя заметить и помочь в дальнейшей карьере. А участие в “Звездах Exeed” для меня имело особое значение, ведь конкурс проходит в альма-матер, в Московской консерватории».
В тройке виолончелистов звание лауреата получил Марк Фахрутдинов, убедивший своей интерпретацией Pezzo capriccioso Чайковского. Среди скрипачей победительницей стала София Яковенко, выбравшая для конкурса Ноктюрн Сибелиуса и Этюд в форме вальса Сен-Санса – Изаи. Ее выступление запомнилось поэтичностью трактовок, насыщенным благородным звучанием скрипки и полной погруженностью в музыку. Солистка брала не внешними эффектами, а содержательностью. Интересно, что в дуэте с ней вышел пианист Владимир Вишневский, завоевавший затем звание лауреата в сольной номинации. Несмотря на молодость (Владимиру 21 год), он уже имеет несколько серьезных побед на зарубежных конкурсах, сольные выступления в Дании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Испании, Мексике и многих городах России. Удачная программа (Бизе – Горовиц «Цыганская песня» и две части из Седьмой сонаты Прокофьева), где пианист сделал ставку на виртуозность, яркую подачу «на зал», принесли ему ожидаемый успех.
Завершали соревнование вокалисты, и хотя традиционно считается, что тенора главенствуют на сцене, но жюри (в которое вошли Андрей Писарев, Ирина Плотникова, Александр Струков, Петр Скусниченко, Лидия Черных, Владимир Иванов, Максим Федотов, Игорь Гаврыш, Ольга Галочкина, Эркин Юсупов, Алексей Раев, Алексей Корнильев) в этот раз выделило баса Даниила Акимова. Так что Дон Базилио со своим зловещим прославлением клеветы и интриг (из россиниевского «Севильского цирюльника») выиграл у влюбленного, витающего в грезах Левко (героя «Майской ночи» Римского-Корсакова), очень недурно спетого Кириллом Поповым. В этом состязании право голоса было и у зрителей, следивших за трансляцией Телевидения Московской консерватории: они предпочли Кристину Семёнову, студентку Уральской консерватории. Девушка красиво смотрелась, была естественна в кокетливой Каватине Розины и утонченно-мечтательной в романсе «Зелень» Дебюсси.
Согласимся с мнением Игоря Гаврыша, что решение присуждать только одно лауреатское место в каждой номинации усложнило судьям конкурса принятие решения. Все финалисты проявили себя достойными музыкантами, которым есть что сказать публике. И, возможно, в будущем введение трех лауреатских мест усилит популярность нового конкурса.
«Сегодня для нас очень важный день, – сказал вице-президент Exeed Cars Rus Чжан Цзяньфу, – день, когда на небосклоне классической музыки зажглись новые звезды. Мы невероятно рады, что можем быть причастны к этому событию».
Мы же будем следить за судьбой победителей, вошедших в семью Exeed, ведь известный автомобильный бренд позиционирует свою особую коммуникацию с людьми искусства, подчеркивая стремление создать культурное комьюнити. Об этом говорил и председатель жюри Вадим Репин, ставший амбассадором Exeed: «Компании такого уровня могут выбирать направление своей деятельности в сфере социальной ответственности, и здорово, что они сфокусировались на поддержке академической музыки и классическом искусстве. Я получил большое удовольствие, слушая сегодняшний финальный тур. Многие вещи меня обрадовали и даже вызвали восторг. Конкурсанты получили возможность еще раз побыть на этой волшебной сцене». А затем Вадим Репин пообещал, что скоро будут известны имена двух счастливчиков, которых он пригласит на свой Транссибирский Арт-Фестиваль.