События ноября Анонсы

События ноября

Илья Овчинников,
музыкальный критик

3 НОЯБРЯ
ГЕНДЕЛЬ. ОРАТОРИЯ «РАДОСТНЫЙ, ЗАДУМЧИВЫЙ И УМЕРЕННЫЙ»
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

«Прочь, ненавистная Меланхолия, отродье Цербера и мрачной Полуночи, брошенное в стигийской пещере среди ужасных призраков, воплей и нечестивых видений! Подыщи себе дикий приют там, где скорбящая Тьма простерла свои крылья, где каркает ночной ворон». Так начинается оратория «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя; два года назад ее с огромным успехом исполнили в Москве ансамбль Les Arts Florissants, дирижер Уильям Кристи и международная команда солистов. Полтора года спустя оратория прозвучит вновь, под управлением Александра Рудина; в концерте участвуют солисты Диляра Идрисова (сопрано), Сергей Годин (тенор), Игорь Подоплелов (баритон), олицетворяющие собой характеры в названии произведения, а также вокальный ансамбль Intrada и Московский камерный оркестр Musica Viva. Оратория Генделя, написанная зимой 1740-го и исполненная 27 февраля того же года в Лондоне, стала подарком композитора к собственному дню рождения: 23 февраля ему исполнялось пятьдесят пять лет. Оратория сразу снискала успех у английской публики, при жизни Генделя она звучала как минимум 33 раза: в последний раз — 21 февраля 1755 года в лондонском театре Ковент-Гарден (вновь в день, близкий ко дню рождения композитора, которому исполнялось семьдесят).

12 НОЯБРЯ
«ГЕОГРАФИЯ ВРЕМЕНИ». ОРКЕСТР ROSARIUM
«ЗАРЯДЬЕ», МАЛЫЙ ЗАЛ

Во второй половине XVII века Генрих Игнац Франц фон Бибер считался одним из ярчайших скрипачей-виртуозов своего времени, а его сочинения были настоящим авангардом той поры. Среди них сюита «Баталия», использующая ряд новаторских приемов: например, пиццикато в седьмой части, имитирующее звуки пушечных выстрелов (совершенно в духе Бартока задолго до его рождения), или подкладывание куска бумаги под струны контрабаса для имитации барабанной дроби. А чего стоит часть, где одновременно звучат мелодии целых восьми народных песен! Вокруг «Баталии» строится программа «География времени», которую представляет оркестр Rosarium, до недавних пор известный как Камерный оркестр ФИСИИ (факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории). В 2019 году его художественным руководителем стала скрипачка Марина Катаржнова — известная солистка и ансамблистка, — под управлением которой оркестр выступает чаще и активнее. В составленной ею программе вступают в диалоги сочинения самых разных эпох: рядом с Бибером звучит наш современник Арво Пярт, а сочинение Телемана — современника Баха — сменяют песни «Битлз» в обработке а-ля барокко. Завершает вечер «Девушка из Ипанемы», одна из самых известных мелодий в жанре босанова.

15, 18 НОЯБРЯ
«ВЕСЬ СТРАВИНСКИЙ»
ВТОРОЙ ГОД АБОНЕМЕНТА
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Римский-Корсаков сказал о ранней «Пасторали» Стравинского: «Оригинальная песня, но не без странных гармоний». Сам того не зная, учитель почти сформулировал одну из определяющих черт творчества ученика — «возведение неожиданности в норму мышления», как это позже охарактеризовал Альфред Шнитке. Действительно, уже в «Пасторали» Стравинский парадоксален на уровне как содержания, так и формы — трехминутная песенка без слов. «Пастораль» украсит концерт-открытие абонемента, посвященного камерной музыке Стравинского: это своего рода «младший брат» цикла Московской филармонии «Весь Стравинский», стартовавшего в минувшем сезоне и продолжающегося в нынешнем. Пианист Филипп Копачевский и молодые звезды Большого театра — Альбина Латипова, Мария Баракова и Константин Шушаков — исполнят фортепианные сочинения и вокальные миниатюры Стравинского: Скерцо, Сонату фа-диез минор и Четыре этюда для фортепиано, романс и песни на стихи Пушкина, Бальмонта, Городецкого, Верлена, которые могут много рассказать о широте творческих возможностей автора «Весны священной». Три дня спустя и она сама прозвучит под управлением Филиппа Чижевского, наряду с «Тремя стихотворениями из японской лирики» и оперой «Соловей» по сказке Андерсена.

Владимир Жалнин,
музыковед

17 НОЯБРЯ
ЛУИДЖИ НОНО
QUANDO STANNO MORENDO
МОСКВА, ДОМ КУЛЬТУРЫ «ГЭС-2»

Диалог старого и нового искусства, поиск точек пересечения эпох и стилей, игра с перспективой музыкальной традиции — все вместе это ракурсы «Ремонта старых кораблей», новой музыкальной программы от «ГЭС-2». Оттолкнувшись от знаменитой фразы Игоря Стравинского, музыкальные кураторы принялись за всеобщую «починку» — концерты с музыкой Густава Малера и Дарии Маминовой, Людвига ван Бетховена и Александра Рабиновича-Бараковского, юбилейный вечер петербургского композитора Юрия Красавина, где звучали «Эшер-вариации», написанные им специально по заказу «ГЭС-2».

«Когда умирают люди — поют песни». Эта строка из Велимира Хлебникова вдохновила авангардиста XX столетия Луиджи Ноно. Цикл Quando stanno morendo (1982), написанный для четырех голосов, басовой флейты, виолончели и live-электроники, итальянский мастер посвятил польским друзьям «в изгнании, в укрытии, в тюрьме, на работе», всем тем, «кто продолжает надеяться среди безнадежности, кто продолжает надеяться, несмотря на свое неверие». В этом сочинении поэзия Велимира Хлебникова, Александра Блока и Бориса Пастернака будто растворяется в музыке, в ее текучем и медленном временном потоке. Партитуру исполнят Арина Зверева и солисты N’Caged, музыканты из Московского ансамбля современной музыки.

24–26 НОЯБРЯ
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
МОСКВА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

Двадцатишестилетний худрук балетной труппы Максим Севагин представит «Снежную королеву» — двухактный спектакль, в котором будет задействована вся балетная труппа МАМТ. Хороший повод оценить и возможности танцовщиков и то, как хореограф работает с большой формой.

Севагин в качестве худрука в театре лишь год. Успел поставить неоднозначный, запутанный по смыслу и пластике балет «Нет никого справедливей смерти» на музыку Альберто Хинастеры, а также суперуспешный «Класс-концерт» — оммаж классическому балетному искусству на музыку Д. Обера и Ж. Оффенбаха. Источником вдохновения для «Снежной королевы» стала одноименная сказка Ганса Христина Андерсена, в музыке — избранные части Четвертой, Пятой и Шестой симфоний Петра Чайковского. «Поставить это произведение было моей детской мечтой, и я вынашивал идею создания балета более десяти лет, — рассказывает хореограф. — Сказка Андерсена — невероятно благодатный материал».

Новый балет позиционируется МАМТ как детский спектакль — не случайно в расписании запланированы дневные показы. Любопытно сопоставить новую работу Максима Севагина со «Снежной королевой» (2016) Вячеслава Самодурова. Этот детский балет на музыку современного композитора Артема Васильева до сих пор собирает полные залы екатеринбургской Урал Оперы.

30 НОЯБРЯ
SHORTPARIS
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КЛУБ А2

На их выступлениях не услышать хитов на бис, а каждый концерт — арт-перформанс, близкий современным художественным практикам. Стиль группы shortparis узнаваем, и речь не только о звуке. Декадентские обложки альбомов, визуал для соцсетей, эстетика клипов — все вместе это единое сильное высказывание. Песня «Страшно», кажется, срослась с визуалом арабской вязи, спортзалом и оранжевыми жилетами гастарбайтеров, а трек «Структуры не выходят на улицы» не мыслится без библейских аллюзий и сплина русской глубинки. В последний день ноября shortparis даст концерт в родном Петербурге.

2023 год для группы оказался насыщенным: весеннее турне по городам России, выступления в Сербии, Монголии и Китае, перформанс на «Архстоянии» в Никола-Ленивце. Группу покинул клавишник Александр Гальянов, так что теперь вокалист Николай Комягин, гитарист Александр Ионин, исполнители на перкуссии Павел Лесников и Данила Холодков выступают вчетвером.

В ноябре альбому shortparis «Новое новое» — год, так что несколько песен прозвучат и на концерте в петербургском клубе А2. Будут синглы — «О, как небо черно», запомнившийся многим как кульминация фильма «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова, или, к примеру, песня «В первый раз», создающая нуарную атмосферу многосерийного триллера «Фишер» с актерами Иваном Янковским и Александрой Бортич.