Возможность получить уроки мастерства и советы от прославленного маэстро – наверное, мечта каждого молодого дирижера, который начинает свой профессиональный путь. А услышать замечания и пожелания от такого музыканта, как Владимир Понькин, – мечта вдвойне. Фонд «Глобалис» и его директор Леонид Бутинский во многом осуществили эту мечту, запустив серию мастер-классов в Академии имени Маймонида РГУ имени А.Н.Косыгина. Проект, получивший грант ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», представлял собой работу маэстро с молодыми дирижерами в режиме здесь и сейчас. Восемь участников вставали за пульт симфонического оркестра Академии и демонстрировали свою трактовку программного произведения, после чего (или в процессе этого) маэстро комментировал их действия. Посетить это интереснейшее и полезное мероприятие могли также и «вольнослушатели». В их числе оказалась и автор этих строк, которая спряталась в альтовой группе и, словно захватывающее кино, смотрела, как взаимодействуют между собой маэстро Понькин, его младшие коллеги и студенты-оркестранты в Большом зале Академии.
Открывал «блок» утренних прослушиваний третьего дня Игорь Канурин – военный дирижер, майор полиции, в голосе которого явно чувствовалось умение отдавать приказы. Впрочем, Понькин остановил его уже после второго такта «Серенады для струнного оркестра» Чайковского (а именно это сочинение, его первая часть, была выбрана для «разбора полетов»). Характер звучания оказался иной, а должен был, по мнению наставника, «быть возвышенным, напоминать восход солнца». Замечания Понькина также касались и дирижерского жеста, его точности и строгости. Большую часть отведенного времени на участника он учил его брать ауфтакт, образно комментируя: «Здесь не надо гладить кошек!» Трудно сказать, остался ли Владимир Александрович удовлетворен: в целом дирижер не скрывал своих эмоций – раздражался или радовался, открыто ругал или от души хвалил. Такая прямолинейность и откровенность, с одной стороны, подкупала, с другой, возможно, отталкивала – не каждый был готов выслушать всю правду о своих способностях. Впрочем, это и была настоящая «школа жизни», которая наверняка кому-то даст мощный импульс двигаться дальше и работать не покладая рук.
Следующим участником стал студент Московской консерватории Николай Абрамов. Здесь дирижерской «препарации» подверглось то же сочинение и та же часть, однако все продвинулось гораздо дальше и маэстро слушал не останавливая целые законченные куски. И вновь Владимир Понькин акцентировал внимание своего молодого коллеги на точность взятия дирижерского жеста, от которого, по его справедливому мнению, зависит и то, какой звук издадут музыканты, и будет ли он воспроизведен элементарно вместе. Всегда важен и психологический настрой, отметил маэстро: по его словам, в какой-то степени дирижера можно сравнить с добрым доктором, который уверяет пациента в полном выздоровлении (и, соответственно, подкрепляет свои слова лечением). Будем надеяться, такая тщательная отделка деталей поможет Николаю (безусловно, талантливому дирижеру) по-другому выстроить свои задачи не только в этом произведении, но и в другой работе с оркестром.
А вот Нурлану Сундетову повезло больше всех – и не только потому, что его педагог был учеником маэстро Понькина. Владимир Александрович хвалил молодого дирижера за верно выбранный темп, динамические соотношения и в целом выстроенную драматургию той же части «Серенады» Чайковского. Нурлану мешала только излишняя суета в движениях, которая, по его признанию, возникала из-за жуткого волнения – не каждый день выступаешь перед Владимиром Понькиным! Однако на фоне своих коллег по утреннему прослушиванию молодой дирижер выглядел наиболее уверенным и активным – не просто просил «заново со второй цифры», а заставлял играть каждую группу отдельно, объяснял, какова функция каждого в конкретном эпизоде. После такого яркого выступления самому юному участнику мастер-классов Тихону Моро было явно нелегко. Выпускник ММСМШ имени Гнесиных, он, по-видимому, только-только начал обучаться дирижированию – об этом намекала и палочка в его руках (многие сегодня от нее все чаще отказываются), и пристальное вглядывание в партитуру (а не на музыкантов), и как будто некомфортное ощущение себя на дирижерском подиуме (в данном случае – воображаемом). Маэстро Понькин требовал от него понимания характера сочинения и, опять же, правильного темпа во второй части «Серенады», вальсе (участник решил сломать традицию). «Сколько лет твоей танцующей паре? Они двигаются, будто инвалиды!» – красноречивые комментарии Владимира Александровича говорили сами за себя. Тихон схватывал замечания маэстро буквально на лету, пытаясь построить свой «маршрут» теперь по-другому: к концу занятия у него это получилось, и все остались довольны.
Перед началом дневных прослушиваний в Малом зале Академии Маймонида прошла пресс-конференция или, лучше сказать, творческая встреча с Владимиром Понькиным, на которой присутствовали журналисты, участники мастер-классов, дирижер симфонического оркестра Академии Игорь Берендеев и президент фонда «Глобалис» Леонид Бутинский. Подводя итоги мастер-классов, маэстро Понькин признался: «Вы знаете, меня всегда тянуло к педагогике. Ощущение поделиться преследовало меня всю жизнь. И сейчас мне не страшно, что я воспитываю “конкурентов”. Всегда важно передавать свои знания, помогать. Для меня любой выход за пульт – это выход к подножию горы. И я должен взобраться на нее так высоко, насколько это возможно. Во время этого подъема я ощущаю, что оркестр меня понимает и делает так, как я себе это представляю. Это сложно и ответственно, но необычайно интересно. Я желаю молодым дирижерам испытать те же ощущения. Мы обязательно будем продолжать наши мастер-классы, искать новые таланты, которыми так богата наша страна».