Сургутская филармония отмечает свое 20-летие. О том, как формировалась музыкальная среда в городе на 60-й параллели, какие проекты готовятся к юбилею, директор филармонии Яков Семенович Черняк (ЯЧ) рассказал главному редактору журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Прочитала в интернете, что Сургут — один из топовых городов России: по рейтингу качества жизни, по зарплатам. Он по некоторым позициям идет сразу за Москвой и Петербургом. Это невероятно…
ЯЧ Когда несколько десятилетий назад тут открыли нефть, то Сургут стал одним из городов освоения, а сейчас практически столицей огромной нефтяной провинции, индустриальным и промышленным центром. Везде звучит, что Сургут — столица топливно-энергетического комплекса России. Важно подчеркнуть, что это крупнейший город Югры, растет невероятными темпами и изменяется не только в сторону города добычи и энергетического донорства, но и как культурный центр.
ЕК Кстати, в следующем году круглая дата — 430 лет городу.
ЯЧ Мы к ней готовимся уже сейчас, покажем жителям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры проект «Приношение Югре». Мы муниципальная филармония и обязаны удовлетворить, прежде всего, культурные запросы сургутян. Что касается Югры, то эта территория, равная Франции, насчитывает множество небольших населенных пунктов. Мы понимаем разные возможности инфраструктуры, уровень условий для выступления наших коллективов. В одном случае приезжает симфонический оркестр в полном составе, в другом — отдельные концертные бригады.
ЕК Насколько вас поддерживают местные власти?
ЯЧ Я здесь 44 года работаю в сфере изменения качества жизни человека с помощью искусства, и я вижу желание правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и руководства муниципалитета всесторонне поддерживать. Да, мы не Дубай, хотя столько делаем… Но не забывайте, на каких высоких градусах северных широт мы живем.
ЕК Кстати, о широтах. У вас есть фестиваль с необычным названием «60 параллель».
ЯЧ Мы стали инициаторами общественного движения коммуникации северных городов, расположенных на 60-й параллели. Это началось больше двадцати лет назад. Я многие годы был президентом этого движения в области культуры, а оно есть и в науке, и в промышленности, и в социальной сфере, имеет четкие связи с нашей планетарной историей.
ЕК К вам приезжали оттуда коллективы, солисты?
ЯЧ Конечно. Перед пандемией мы работали над реализацией создания фестивального оркестра «60 параллель», который бы объединил Сургутский симфонический оркестр с музыкантами из Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Сыктывкара, других российских городов, а также с зарубежными коллегами. К сожалению, из-за пандемии этого не произошло, но идея жила. Вот сейчас, на открытии 21-го сезона 1 октября, на сцену филармонии вышел Фестивальный оркестр — музыканты из городов северной шестидесятой широты от Санкт-Петербурга до Якутска.
На фестивале, как я уже говорил, также заявлена тема финно-угорского мира, к которому принадлежит Ханты-Мансийск. Например, мы дружим с музыкантами из Венгрии: в рамках фестиваля в Югру приедет джазовое трио. Уже состоялась мировая премьера музыкальной мистерии «Барсова гора», посвященной удивительному памятнику тысячелетней культуры. Автор музыки — член Союза композиторов России Сергей Зятьков, наш местный автор. Мне кажется важным, чтобы наряду с исполнением классиков мы поддерживали творчество современников. Наша публика к этому уже готова.
ЕК А вне фестиваля гастролируют ли ваши филармонические коллективы по России?
ЯЧ Статус муниципальной филармонии подразумевает, что наши финансы рассчитаны на Сургут. Поэтому любой выезд за его пределы должен быть обставлен определенным образом и документами, финансовой поддержкой принимающей стороны. Каждый раз это юридическая проблема, но стараемся находить решение.
В январе 2022 года в рамках программы «Русский Север» в Александрии и Каире наш камерный оркестр русских народных инструментов «Былина» и артисты хоровой капеллы «Светилен» знакомили египтян с культурой России в составе делегации от Югры. Это удивительный опыт для нас. Музыкантов долго не отпускали со сцены: для египтян исполнительство на русских народных инструментах, русский колорит, костюмы — всё было интересно и диковинно.
Буквально в минувшем сентябре нашу хоровую капеллу «Светилен» пригласили принять участие в VII Международном фестивале духовной музыки на Южном Урале. Хоровые коллективы из разных городов России и Белорусии выступали в одиннадцати городах региона: Челябинске, Кыштыме, Копейске, Миассе, Златоусте, Сатке, Троицке, Аше. Закрытие фестиваля состоялось в кыштымском храме Рождества Христова 24 сентября. Гала-концерт собрал всех участников фестиваля на одной сцене, была трансляция. Мы достойно представили Сургут.
ЕК Как выстроена коммуникация филармонии с публикой?
ЯЧ Помимо традиционной концертной деятельности филармония ведет большую работу по эстетическому воспитанию детей и подростков. Миссия филармонии — формирование нового слушателя. Есть филармония для школьников, для дошкольников есть своя программа. Они стройными рядами посещают филармонию, чтобы учиться слушать классическую музыку, не бояться сюда приходить. Да, орут в фойе, но заходят в зал и понимают: это храм. На помощь к нам теперь пришла Пушкинская карта.
ЕК У вас есть еще один крупный фестиваль — «Зеленый шум». Как сложилось, что его возглавила именно Екатерина Мечетина?
ЯЧ Нас связала мощнейшая программа по продвижению юных талантливых артистов «Новые имена» и Иветта Николаевна Воронова, с которой мы многие годы работали вместе. Мы создали с ней сургутское отделение «Новых имен». Она была для нас очень важным человеком, мостиком между артистами и административными структурами, чиновниками. С ее помощью мы смогли открыть и поддержать многих талантливых детей.
ЕК Вы ведь в то время работали в администрации города?
ЯЧ Да, руководил департаментом культуры, затем был вице-мэром, и в моем ведении в том числе были культура и искусство. Для меня эта тема остается приоритетной, для себя определил ее как тему борьбы — за качество жизни, за место культуры, музыки в ней. И борьба продолжается. А возвращаясь к вашему вопросу о Екатерине Мечетиной, скажу, что уже тогда было ясно видно, насколько она талантлива, энергична и энергетична. Не все артисты могут быть одновременно организаторами. А Екатерине это мастерски удается. Она не только президент, но и художественный руководитель, фильтр отбора. И вот, одиннадцать лет назад мы начали обсуждать создание фестиваля под эгидой Иветты Вороновой. Но она сразу нам сказала: «Делайте сами». И мы рискнули. Возникла потрясающая, как мне кажется, главная идея: мы открываем не просто молодых талантливых ребят, а приглашаем тех, кто уже добился первых успехов на профессиональном поприще. Нам было важно избежать любительского уровня.
У нас выступают и лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского, и телевизионного конкурса «Щелкунчик», и Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица». С другой стороны, приезжают наставники, мастера в своей профессии. Юные музыканты вырастают, но не теряют с нами связь, возвращаются уже в новом качестве как состоявшиеся артисты. Ведь многие из них свой первый гонорар получали именно в Сургутской филармонии. И они об этом не забывают, находят в своем невероятном графике свободные даты для нас.
ЕК Скажите, пожалуйста, на «Зеленый шум», который будет весной, приглашены ли лауреаты последнего Конкурса Чайковского?
ЯЧ Мы ждем пианиста Сергея Давыдченко, получившего первую премию и золотую медаль Конкурса имени П. И. Чайковского 2023 года. Также в программе у нас традиционно разные виды искусств и жанры: театр, поэзия, балет, народная музыка, выставки живописи. Программа готовится. Для нас это веха сезона: апрель, «Зеленый шум». Один из наших главных культурных брендов.
ЕК Насколько Сургутская филармония вписана в общий филармонический процесс в России?
ЯЧ Мы члены СКОР. Наравне с государственными и областными филармониями вместе занимаемся обсуждением и решением проблем концертной академической сферы, отстаиваем свои интересы на различных государственных уровнях. Также ключевые фестивали Сургутской филармонии — «60 параллель» и «Зеленый шум» — в объективе проекта «Всероссийские филармонические сезоны». Благодаря поддержке гастрольных туров проекта Минкультуры РФ и Московской филармонии слушатели Югры могут соприкоснуться с искусством выдающихся музыкантов современности, не выезжая в столицы.
ЕК Как развивается ваш симфонический оркестр, кто им сейчас руководит?
ЯЧ Интересно, что нашему оркестру двадцать шесть лет, он как бы старше самой филармонии. Он рождался из любительских, ученических коллективов. За дирижерским пультом стояли патриоты, так сказать, пассионарии будущего. Благодаря их усилиям возник вначале камерный оркестр, потом он разросся до симфонического состава. У истоков был Виктор Гришин, в 1997 году пришел заслуженный артист Казахстана дирижер Борис Лагода. У нас работал Денис Кирпанев, ученик Владимира Понькина, а в 2014 году на пост главного дирижера пришел выпускник Московской консерватории, лауреат первой премии Первого открытого конкурса дирижеров имени И. Мусина Станислав Дятлов. В 2019 году художественным руководителем Симфонического оркестра Сургутской филармонии стал яркий представитель санкт-петербургской школы, лауреат всероссийских и международных конкурсов Михаил Леонтьев.
ЕК Кроме двадцатилетия филармонии вы отметили недавно и собственный юбилей. Вы ведь южный человек, родились в Харькове, учились в Москве, а связали жизнь с Сургутом. Как так получилось?
ЯЧ Во-первых, безусловно, это неистребимый романтизм, тема освоения новых территорий. Судеб, подобно моей, когда днем конструкторское бюро, чертежи, вечером — творчество, студенческий театр, — таких примеров немало: Аркадий Инин, мой большой друг, Владимир Фокин, профессор ВГИК… Мы пришли в искусство из технической среды. А в те годы мои друзья-инженеры поехали сюда, в Сургут, поднимать промышленность, рассказывали мне романтические истории о Сибири. И я поехал, и пригодился, и Сургут стал городом моей судьбы. Я счастлив, что вижу, как воплощаются в реальность мои идеи.