В московском джазовом кафе «Эссе» прошел фестиваль BigNickFest – большой концерт-прощание с музыкальным продюсером Николаем Богайчуком. Его уход из жизни стал для многих неожиданным. Роль Богайчука в джазовом мире уникальна. Многие – и в публике, и со сцены – называли Николая своим творческим отцом, с горечью повторяя: «Ушел человек-праздник».
Прозвище «Большой Ник» соответствовало деятельности и масштабу личности Николая. Уроженец Донбасса, он был настоящим продюсером, изыскивал средства на запись и на выпуск новых альбомов, обладал исключительно гармоничными мировоззрением и вкусом, позитивной энергетикой, был криейтором, мотиватором, как говорят в России, – подвижником. Вечер в «Эссе» будил парадоксальные чувства: дело Николая будет продолжено – у него много друзей, соратников, но заменить такого человека нельзя.
Издательство Богайчука ArtBeat Music выпустило более трехсот релизов, жанровый диапазон которых удивляет и покоряет. Николай продвигал творческое, некоммерческое крыло джазового искусства, работал в актуальных жанрах и создавал остросоциальные проекты. Круг интересов продюсера казался безграничным, он был деятелем международного класса. Все это показал и концерт-фестиваль, построенный как последовательность номеров, перетекающих из одного в другой, нередко с общими исполнителями. Эта внутренняя связь полностью соответствовала и тому, как Богайчук работал с музыкой.
Первым выступил Евгений Гречищев с трио «Залесский джаз». Релиз этих музыкантов последним вышел при жизни продюсера. Звучал прозрачный и ясный актуальный модерн-джаз. Владимир Голоухов (вибрафон), похожий неспешной повадкой и слогом на русского богатыря, после окончания сета остался на сцене для того, чтобы присоединиться к Антону Горбунову и Сергею Клевенскому – стать частью виртуозного трио Kle2Gо. Они исполнили энергичный и романтичный этно-фьюжн с шикарными соло. Эстетику прекрасных низких частот продолжил легендарный Джаз-бас-театр Александра Ростоцкого. Звук у его проекта и мягок и глубок, это музыка, пронизанная пониманием этнической культуры и джазовых идеалов. Одиссей Богусевич в дуэтах с Павлом Лукояновым (гусли) и Антоном Котиковым (духовые), а затем Виталий Кись (гитара) и его квартет продолжили эстетику виртуозно сыгранного этно-джаза.
Смену стиля отметил сет Алексея Круглова и его проекта «Круглый бенд». Круглов немало записывался у Богайчука, в том числе с музыкой Чайковского и «Могучей кучки». Круглов и сотоварищи исполнили взрывную импровизацию на тему знаменитой песни «Соловьи» Василия Соловьёва-Седого на стихи Алексея Фатьянова из альбома «Друзья-однополчане», посвященного 75-летию Победы. Николай относился к этому альбому с большим рвением и теплотой, надеялся на его успех. Музыканты продемонстрировали соединение свободной джазовой импровизации и эмоционального трагизма. Это был тот случай, когда фри пробирает до мурашек. Далее последовал сюрприз – видеообращение и музыкальное прощание от эстонского пианиста Тыну Найссоо. ArtBeat Music выпустил несколько релизов музыканта, хорошо известного со времен СССР, – в его музыке в этот вечер звучали и трагедия, и свет.
Владимир Нестеренко занял место за фортепиано, но перед выступлением своего трио рассказал про диски, записанные у Богайчука на редком для джазовой музыки инструменте – органе Хаммонда. Затем играли Нестеренко и Алексей Попов – про этого саксофониста и его работы Николай много говорил в последнее время. Попов признался, что именно благодаря Богайчуку поверил в свое творчество. Концерт же показал, что Алексей обладает уникальным, очень красивым звуком.
Затем настало время гитаристов. Иван Рахманов отметил, что Богайчук был редчайшим примером настоящего продюсера, человека, ориентированного на творчество. Звездный ансамбль – Алексей Кузнецов (гитара), Феликс Лахути (скрипка), Петр Ившин (барабаны), Игорь Иванушкин (контрабас), Рост Кочетов (труба) – играл выверенный мейнстрим. Лахути во время чувственного соло пошел, к радости собравшихся, в зал. На сцене остался Иванушкин, и пришло время для трио «Второе приближение». Ансамбль, стиль которого определяется как «компровизация» (объединение композиторского мышления и импровизационного искусства), скоро отмечает двадцать пять лет творческой деятельности. Трио выступило удивительно свежо; особенно ярко в композиции «Свиристели» из сюиты Андрея Б.Разина на стихи Велимира Хлебникова прозвучала вокалистка – заслуженная артистка России Татьяна Комова (экс-трио «Ромен»). Тепло и светло говорили про Богайчука культуртрегер, журналист Михаил Митропольский, писатель Михаил Дудин.
Гитарист Алексей Давлетшин, сотрудничая с ArtBeat Music, играл мощный и динамичный блюз-рок и джаз-мейнстрим. С того момента он прошел путь к неоклассике собственного сочинения – музыке, звучащей эстетично и сдержанно. Проект Кирилла Дьякова и Depeche Jazz Mode импровизировал на темы хитов популярной поп-группы, а Квартет Сергея Баулина – Алексея Подымкина, который записал у Богайчука «Песни военных лет», играл джазовые стандарты. Завершил вечер мощным джаз-рок-инструментальным сетом гитарист Сергей Седых и его группа. Музыканты представили альбом «Дельта», который готовил к выпуску Богайчук, а издание должны осуществить его наследники.
«Он тут, он с нами!» – эту понятную, но важную мысль повторяли в этот вечер многие. Николай не изобретал концепций, он делал свое дело, создавал позитивное и творческое настроение, выпускал релизы на CD и виниле, успешно продвигал эту эстетику, считая ее настоящей, непосредственно связанной с реальной жизнью. В работе у него было много альбомов, и, как ни парадоксально, у многих скорбь и грусть объединялись в этот вечер с надеждой на будущее. Все уверены, что происходит именно то, чего хотел бы и Богайчук. Дело это непростое, особенно в наше время, когда необходимость и смысл сохранения культуры и этики физических релизов, к сожалению, подвергается сомнению. Вечер получился про продолжение реальной жизни и развитие музыки, несмотря на невосполнимую потерю, которую понесло джазовое искусство. Следующий БигНикФест уже запланирован на 18 марта 2024 года – в Клубе Алексея Козлова, к созданию и работе которого Богайчук тоже имел непосредственное отношение. Джаз будет продолжен.