Мария Гринберг <br>Европейская музыка XVII–XVIII вв. <br>Мелодия Релизы

Мария Гринберг
Европейская музыка XVII–XVIII вв.
Мелодия

В творческой биографии Марии Гринберг самым удивительным фактом является то скромное место, которое было отведено пианистке при жизни в отечественной «табели о рангах»: куда большей популярностью часто пользовались исполнители, чьи имена ныне вполне заслуженно забыты. Гринберг же словно прорывалась на своем пути сквозь преграды, боролась за признание, которого во всей полноте так и не застала: считается, что причиной тому были репрессии, обрушившиеся на членов ее семьи и вычеркнувшие пианистку из числа «одобренных» официальными органами. В этих условиях выпуск фирмой «Мелодия» полного цифрового собрания записей, состоящего из сорока пяти дисков, является не просто данью уважения выдающейся пианистке, но и поистине «мировым открытием»: столь щедрый дар с очевидностью привлечет внимание меломанов всего света к наследию нашей выдающейся соотечественницы.

Коллекция разделена на несколько серий: русская музыка, зарубежная музыка, сочинения для фортепиано и оркестра, сочинения для камерного ансамбля… Отдельными сериями представлены концертные записи, а также полный релиз бетховенских сонат, впервые вышедший еще в 1968 году. Важным дополнением служит альбом «Уроки Марии Гринберг», представляющий собой запись ее исполнительских комментариев к некоторым сонатам Бетховена, а также к первой Прелюдии и фуге из знаменитого цикла Шостаковича. Интеллигентное старомосковское произношение пианистки обращает на себя внимание с первых секунд трека, а подробные, едва ли не потактовые разборы бетховенского текста свидетельствуют о музыковедческой широте взгляда на исполняемое.

При анализе столь масштабных антологий рецензенту бывает затруднительно впрячь в один короткий текст «коня и трепетную лань» в виде суммы впечатлений в диапазоне от Фантазии Телемана до «Детской тетради» Вайнберга, но в данном случае главное качество стиля Гринберг определяется на удивление однозначно. Это магнетизм интерпретации, заставляющий неотрывно следить за мыслью пианистки и преодолевающий внутренний протест против отдельных субъективных трактовок. Далеко не все записи бесспорны: можно дискутировать о стиле исполнения барочных сочинений, не соглашаться с направлением трактовки поздних сонат Бетховена, подмечать технические потери в некоторых живых записях с концертов… Все это, однако, воспринимается как детали второго плана, на первом месте — впечатление от творческой воли пианистки, властно заявляющей о выстраданном праве на свою интерпретацию, праве быть услышанной и понятой. Отметим, что эта воля — явление скорее метафизического плана, в игре пианистки нет грубой силы. Скорее наоборот — миниатюры Глинки, Мендельсона и Шуберта покоряют тонкостью звуковых красок и богатством отделки деталей.

Особо хочется подчеркнуть универсальность исполнительского дарования Марии Гринберг: кажется, что ей подвластны все стили. Уважение вызывает интерес пианистки к репертуарным редкостям: в коллекции представлены записи таких произведений, как «Рейнские песни» Бизе или цикла «На вольном воздухе» Бартока; в оркестровой серии интересна в этом аспекте запись «Фантазии на тему Рябинина» Аренского с БСО Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Сергея Горчакова.

Нельзя не отметить традиционно высокий профессионализм сотрудников «Мелодии», в данном случае аплодисментов заслуживает работа команды по ремастерингу, «вытянувшей» некоторые проблемные с точки зрения качества записи живых концертов. Благодаря выпуску этого уникального собрания искусство Марии Гринберг обретает новую жизнь.