«Песнь о земле» — одно из лучших произведений Малера, вокальная симфония, написанная в 1907–1909 годах. Она наполнена прямым страданием, соединенным с невероятными усилиями скрыть и подавить свою боль. В это время Малер вынужден был, вследствие политических демаршей и антисемитских выходок, уйти с поста директора Венской оперы. Он потерял любимую дочь Марию, которая умерла от скарлатины, а ему самому врачи поставили горький диагноз — врожденный порок сердца, который грозил ему скорой смертью. Он должен был примериваться к новому жизненному статусу — логике действий умирающего.
«Песнь о земле» — симфония, она написана для двух голосов и оркестра. В оригинале — для большого оркестра. Есть вариант для уменьшенного, камерного оркестра. В этой записи нам показывают клавирную версию, которую создал сам Малер, своего рода клавираусцуг. Как будто «Песнь о земле» разбирают и открывают гостям дома, в виде сеанса домашнего музицирования. Но на домашнее музицирование в его уютном, успокаивающем варианте ничто в этой записи не указывает. Потому что все три исполнителя опрокидывают представления об уютности и скромности. Они вырываются за пределы времени и пространства, заставляют нас осознать масштабы разыгрывающейся трагедии.
Петр Бечала входит в число лучших теноров нашего времени, поет и Верди, и Вагнера, и Массне на лучших сценах мира. Не брезгует он и славянским репертуаром. Здесь перед нами как будто совсем не оперный певец, не тенор, которому полагается любоваться своим голосом и вертеть его справа налево, чтобы мы его «залюбили». В первой «Застольной песне о горестях земли» голос Бечалы не щадит себя, он бросается в высокую тесситуру, как в огонь, и это пламя сильно жжется. Как будто бы он поет о красоте природы, но рефрен о темноте жизни и темноте смерти оказывается намного весомее. Две более мягкие песни Бечала поет не менее самозабвенно.
Кристиан Герхаер певец особенный. В Германии его негласно считают вокалистом номер один. Потому что он не только во все вкладывает свою безграничную душу, но и всякий раз по-новому разбирается с самим искусством пения. В этой записи мы узнаем новый прием, который близок и Теодору Курентзису в его записях опер Да Понте — Моцарта. Желание соединить естественную «разговорность» и высокую белькантовость сделало безупречно-неповторимой «Свадьбу Фигаро» и почти уничтожило метафизичность «Дон Жуана». Герхаер превращает этот прием в способ более глубинного понимания Малера. Вообще, петь «Песнь о земле» можно только с полным ощущением своей собственной боли, своего растревоженного страдания. Именно так и поет Герхаер. И то, как звучит мантра ewig («вечно») в конце шестой песни, не знает себе равных.
Что касается пианиста Герольда Хубера, то проверять на прочность его не надо. Мы знаем его Шуберта и Шумана, сегодняшних и долго живущих. Здесь его рояль не становится инструментом-оркестром, ему это никак не нужно, потому что рояль, вспоминающий Листа, может и сам, как самое простое вселенское приспособление, вывести нас на самые широкие пределы. Там, на просторах вселенной, с ее земными и неземными пейзажами, и проводим мы не такое уж, увы, долгое время в новой «Песни о земле» Малера.