Вызов брошен События

Вызов брошен

В Музеях Московского Кремля завершился VIII музыкальный фестиваль «Посольские дары»

В этом году он был приурочен к выставочному проекту «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата». Концепция его неожиданная – показать «фейковые» реликвии, развеять стереотипы и мифы о происхождении тех или иных памятников, возникших на волне романтического подхода к истории. Программы фестиваля нелинейно связаны с выставкой. С одной важен «гений места»: Патриарший дворец и Оружейная палата – памятники архитектуры, хранители многовековых традиций, ценностей, – чьи стены пропитаны духом российской монархии. С другой, выбранные произведения лишь в общих чертах иллюстрирует события прошлых эпох.

Открытие было посвящено посольским обычаям и музыке эпохи барокко, сопровождавшей торжественные приемы иноземных гостей. Завершался фестиваль темой «Великих побед России». В центре же оказалась программа «Музыка царских церемониалов», включившая духовные сочинения русских композиторов XVII–XIX веков. «К сочинениям Чайковского, Рахманинова, Танеева мы обращаемся постоянно. Но здесь нами был поднят целый пласт забытой музыки, –  поделился художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьёв. – Руководитель фестиваля, Елена Миловзорова “бросила нам перчатку”. Для нашего коллектива, специализирующегося прежде всего на творчестве современных композиторов, это был вызов. Но мы с энтузиазмом приняли его и открыли для себя древние страницы нашей хоровой культуры».

Вечер был обрамлен духовными концертами Бортнянского, и уже первое  хоровое тутти сразу же настроило слушателей на торжественный лад. Русская акапельная музыка представляет собой сложный конгломерат традиций: хоральность православных песнопений сочетается с виртуозными фугированными эпизодами, интимная сакральность со светской витальностью, Многие сочинения имеют дробную структуру, насыщенную контрастными эпизодами, и выстроить драматургию их смен – одна из главнейших задач дирижера, с которой Александр Соловьёв прекрасно справился. Конечно, помогла и великолепная акустика Патриаршего дворца, умножающая объемность звучания голосов и длящая кантилену.

Кроме русских композиторов, Максима Березовского, Степана Дегтярева, Василия Титова, Алексея Львова, Петра Чайковского, в программу были включены сочинения иностранцев, работавших при дворе русских царей – Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти. Наконец, еще один пласт – народные канты петровских времен, славящие достижения российских правителей. Они перемежали духовные композиции, внося элемент батальной живописности. В этих номерах к хору выходили хормейстеры коллектива Мария Челмакина и Тарас Ясенков, представляющие молодое поколение, идущее на смену мастерам.

Насыщенные аффектами произведения, в которых отразилась богатая палитра чувств – от радостного ликования, мудрого умиротворения до  благостной молитвенности и трагической скорби, дали  серьезную пищу для ума. Это был вечер, где нетленная  красота музыки стала не развлечением, а поводом для духовного очищения, своего рода катарсис. И испытали его не только слушатели, но и сами музыканты, не скрывавшие своего удовлетворения и творческой гордости: ведь им удалось вернуть драгоценные реликвии нашей культуры, очистив с них музейную пыль и показав их значимость и художественную ценность для сегодняшнего дня.

Поздравляя Камерный хор Московской консерватории и его лидера Александра Соловьёва, Елена Миловзорова шутливо заметила: «У меня еще много перчаток, которые я готова вам бросить, и надеюсь, что следующая встреча в кремлевских стенах не заставит себя ждать».

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»