Римский-Корсаков еще во время работы над оперой «Сказка о царе Салтане», зимой 1899 года, поделился с либреттистом Бельским замыслом о создании большой русской оперы по мотивам легенды о невидимом граде Китеже. В течение нескольких лет композитор обдумывал и создавал это произведение, разросшееся до масштабов русского «Парсифаля» и ставшее его сильнейшим музыкальным высказыванием, кульминацией всего творческого пути.
Однако знаменитый сюжет о городе, атакованном войсками хана Батыя, чьи жители молитвенной силой смогли спастись, прельщал не только Николая Андреевича. Удивительно, но в то же самое время над своим «Китежем» работал Сергей Василенко – ученик Танеева, Ипполитова-Иванова и Сафонова из Московской консерватории, сегодня практически забытый среди широкой публики. Одноактная опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» стала его дипломной работой.
Интересно, что в 1903 году Римский-Корсаков, будучи на гастролях в Москве, услышал и оценил работу молодого коллеги – произнесенные им тогда слова были задокументированы: «Мне давно хотелось услыхать ваш “Китеж”… Дело в том, что я задумал написать оперу на тот же сюжет. Это совпадение меня беспокоило в том смысле, чтобы вы что-нибудь не подумали. Теперь я вижу, что трактовка сюжета у нас с вами диаметрально противоположна». Город Китеж у Римского-Корсакова не погружается в озеро, а исчезает в тумане. Также, например, сцену отпевания, которая есть у Василенко, он вырезал и, наоборот, основательнее разработал любовную линию и взял сцену в раю, отсутствующую у Василенко.
Знаменные распевы старообрядческой Руси, татарский фольклор, мелодическая красота городского романса, симфоническая роскошь оркестровых эпизодов – вот «рецепт» талантливого и вдохновенного сочинения Сергея Василенко. Однозначно, его опера стоит особняком среди многочисленного репертуара для музыкального театра, канувшего в Лету. Она интересна и качественна с точки зрения драматургии и небанального языка. Впечатляет многое: глиссандо тромбонов в сцене погружения города в воду, нестандартные гармонические находки. Поэтому идея возрождения «Китежа» Василенко, принадлежащая кафедре истории русской музыки Московской консерватории и воплощенная под руководством профессора Ирины Скворцовой, прекрасная – опера по праву продолжает цикл «Возрождение русской оперной классики».
В очевидном «залоге успеха» есть лишь одно существенное «но». К сожалению, расположение на сцене участников исполнения оказалось неидеальным. Камерный хор поместили за консерваторским оркестром, которым руководит маэстро Феликс Коробов, тем самым не оставив ему ни единого шанса быть услышанным – жаль, потому что коллектив профессора Александра Соловьёва отличается умением работать со словом и смысловой фразировкой, а оценить это в очередной раз не удалось. Оркестровка у Василенко крайне плотная, медная группа звучит практически всегда, много тутти, поэтому как бы дирижер ни просил играть тише, ситуацию это вряд ли бы изменило. Возможно, всех могла бы спасти оркестровая яма, также можно было бы поискать каких-то решений, например, дать титры на экране.
Вместе с городом Китежем, к сожалению, «утонули» и солисты: Екатерина Лукаш, Федор Костюков, Михаил Басенко, Наталья Петрожицкая, Даниил Малых, Феликс Кудрявцев и Владимир Дмитрук. Некоторым из них иногда все же удавалось донести до публики фрагменты текста, но даже с учетом их отчаянных попыток в этот вечер нам пришлось слушать русскую оперу и по курьезному обыкновению не понимать ни слова. Мы, конечно, отчасти уже привыкли к такому раскладу в наших театрах, однако музыкантам, реализующим благородную задачу познакомить публику с хорошим и несправедливо забытым материалом, прежде чем «отрезать», нужно «отмерять» семь раз.