Гимн алоэ, прятки и потешки События

Гимн алоэ, прятки и потешки

В РАМ имени Гнесиных завершились «Композиторские читки. Хор»

Три дня в гостиной дома Шуваловых вовсю кипела работа. Молодые композиторы – участники образовательной лаборатории Союза композиторов России – корпели над своими партитурами вместе с кураторами, слушали лекции приглашенных спикеров, а еще учились взаимодействовать с будущими исполнителями своих сочинений – в данном случае с ансамблем современной хоровой музыки Altro Coro и его художественным руководителем Александром Рыжинским. Именно хор стал главной темой новых «читок» – впервые в истории проекта. Еще один эксперимент – полная свобода творчества участников. Татьяна Андриевская, Наталья Прилукова, Кристина Янова, Глеб Лукомец, Василиса Бирюкова, Анна Суворкова, Максим Раев, Елизавета Лобан и Екатерина Винник написали девять совершенно новых сочинений: единственным условием было творить в рамках хора или вокального ансамбля. Апофеозом коллективного труда стал концерт, на котором прозвучало девять мировых премьер – быть может, неидеальных, но самобытных и многообещающих.

Татьяна Андриевская представила глубокое хоровое прочтение стихотворения Бродского «Пилигримы» – с замирающим от волнения ритмом и растворением в вечности неизменного мира. Наталья Прилукова оживила строки из энциклопедии Альфреда Брема «Жизнь животных» о ласточках, растворяя щебет хора в древних созвучиях. Кристина Янова создала трагично-созерцательное «Дыхание камня» на текст Лоренса Блинова с завыванием ветра и мерцанием луны. Глеб Лукомец вызванивал голоса из хитросплетений хоровой фактуры своего прочтения «…когда ныряет Зимородок…» на текст Пауля Целана. «Сон» Василисы Бирюковой – страшная сказка с ночными шорохами, но и восторгом перед вечной красотой – стал поворотным моментом для программы концерта: от мрака к свету. Анна Суворкова представила переосмысленные и омузыкаленные стихи Агнии Барто: «Прятки» отдавали детским страхом остаться в одиночестве, а вот в «Хороводе» метафорические гуси-лебеди уже сами нападают на своего преследователя – волка. Еще одну игровую партитуру создал Максим Раев: фольклорные «Потешки» собирались в картину языческого обряда. Ilinx Елизаветы Лобан – колебания вечного света, сквозь который пробивается вопрос «а что, если…». Наконец, финал – «Гимн Алоэ» Екатерины Винник: жизнерадостная, смеющаяся музыка, прославляющая чудесное во всех отношениях растение.

«Мы услышали фольклорный, в хорошем смысле плакатный и, наконец, экспериментальный хор, – рассуждала после концерта Ольга Бочихина. – Эксперимент – это всегда про риск и про творчество. То, что мы услышали, – не на сто процентов готовый материал, но таким и должен быть результат “читок”. Эти сочинения должны стать топливом, из которого будет формироваться художественный стиль композитора и творимый им язык хора».

 

Но каким был путь к такому результату? Откровенно говоря, непростым. Участники создавали партитуры около месяца, на работу с кураторами времени было еще меньше. До начала «читок» композиторы один-два раза успели встретиться со своими наставниками вживую или онлайн и получить ценные советы. Ольге Бочихиной и Алексею Ретинскому было важно сделать максимум до выхода на ридинг-сессии, а Кузьма Бодров признавался, что его целью было провести основную работу именно во время практики с Altro Coro: «Молодые композиторы имеют возможность поупражняться с таким замечательным хором. Казалось бы, мы поменяли совсем немного: там подвинули, здесь что-то изменили, добавили деталей – а произведение раскрывается на глазах».

Александр Рыжинский рассказал, что хор готовил партитуры в течение недели. Главный хормейстер Денис Морозов провел две вечерние репетиции по два и три часа соответственно – это привычный темп работы. Со своим руководителем хор встретился уже на самих «читках» – коллектив был готов представить свою версию присланных партитур.

Наблюдать за рабочим процессом со стороны было увлекательно: участники рассказывали о своих сочинениях, Altro Coro исполнял партитуры целиком и раз за разом отрабатывал сложные эпизоды, кураторы вели активный диалог с дирижером и хористами. Уточнялись детали, художественные задачи, приемы. Отдельно стоит сказать об атмосфере, царившей на репетициях: это было взаимоуважение, сотворчество и комфорт. Кураторы и исполнители стремились добраться до сути произведений, найти лучшее решение для ее воплощения. Мнение и пожелания к исполнению авторов принимались за отправную точку – и, если их решения на поверку оказывались не самыми удачными или слишком абстрактными, более опытные музыканты корректно на это указывали и вносили свои предложения. Получилась настоящая творческая лаборатория. «“Композиторские читки” – очень “альтрокоровское” мероприятие, – подытожил в последний день репетиций Александр Рыжинский. – Мы много раз исполняли российские и мировые премьеры, а сотрудничество с молодыми композиторами всегда очень интересно. Есть возможность посмотреть, что там в перспективе – есть ли новые имена, идеи, решения. Проект показал: перспектива, безусловно, есть».

 

Стремление дать композиторам широкий угол обзора на хоровую музыку прослеживалось и в выборе спикеров для лекций и воркшопов. Кузьма Бодров, Алексей Ретинский и Алексей Сысоев рассказывали о своем опыте работы с хором в разных жанрах. Ольга Бочихина устроила любопытную практику: участники создавали партитуру из текста Сэмюэла Беккета с помощью собственного голоса. В последний день проекта вместе с журналистом, автором подкаста «Фиолетовый снег» Ириной Севастьяновой Бочихина рассказала о пределах контроля голоса в музыке в Артемьев-центре. Было что обсудить и исполнителям: Александр Рыжинский прочитал лекцию об особенностях тембрики и фактуры хоровой композиции ХХ века, а лидер ансамбля nCaged Aрина Зверева поделилась своей болью о проблемах в нотации в современной вокальной музыке. В процессе общей работы, диалога участники и спикеры затрагивали непростые темы. Так, Алексей Ретинский рассуждал, как важно для композитора сокращать и уничтожать дистанцию между ним самим и его нотным текстом: «Лучший пример – музыка фольклора. Она часть повседневной жизни, люди пребывают в самой ее материи – это то, чего нам не хватает. Освоив исторический музыкальный опыт, мы должны сделать его своим. Как сказал Малер, традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». К счастью, пепла в музыке участников «Композиторских читок» не слышно.

Пожалуй, подобный трехдневный интенсив не панацея в вопросе воспитания и подготовки композиторов, а, скорее, точка входа в новую музыкальную среду. И все же участники остались довольны результатами: волнение перед критикой не оправдалось, общение с исполнителями и коллегами оказалось плодотворным, а на сцене так или иначе прозвучало то, что должно было. В конце концов каждый получил то, за чем пришел: новые знания, знакомства, вдохновение для новых сочинений, опыт работы с профессиональным коллективом и – что само по себе уже немало – запись исполнения своего сочинения на финальном концерте проекта «Композиторские читки. Хор».

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой