Это не просто праздничное, памятное издание к юбилею музыкального стиля, во многом отразившего энергию, эстетику прошлого века и успешно перешедшего в культурный код современности. Оно оказалось и связующим звеном в цепи событий, приуроченных к годовщине отечественной импровизационной музыки. Книга создавалась на основе сценария к полнометражному документальному фильму «Джаз 100», работа над ней шла параллельно со съемками картины. Столетие джаза праздновали на площадках Московского джазового фестиваля, на камерных мероприятиях в клубах и в дружеских компаниях. Не лишним будет упомянуть и пышный гала-концерт на Исторической сцене Большого театра.
Книга поможет запомнить эту дату, структурировать знания в области джаза, восстановить информационные связи и заполнить фактические лакуны. Помимо ее солидного внешнего оформления, креативной верстки, нельзя не отметить информативность, доступность содержания. Повествование охватывает век нынешний и век минувший и строится вокруг личностей музыкантов и энтузиастов джаза. Динамичное чередование авторского текста с комментариями героев, качественными сканами исторических публикаций, обложками альбомов помогает избежать монотонности в описании вековой джазовой одиссеи. Есть тут и раритеты – к примеру, фильмография и библиография российского джаза.
Автор монографии, главный редактор портала и одноименного журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, не зацикливается на борьбе тенденций и мнений – под этой обложкой «цветут все цветы». При этом звездам настоящего и прошлого даются корректные и деловитые оценки. Помимо прочего, уделяется внимание и виртуозам, работавшим в Штатах, – прошедшим школу на родине жанра, и музыкантам, приобретшим известность недавно. Отдельный раздел посвящен джазовому образованию. Мошков не забывает про экспериментаторов и отдает должное близкой к эстраде музыке, которая должна быть «массовой», хотя этот термин предполагает неопределенность вкуса. Слушание же джаза требует знаний или же обостренного чувствования, готовности ловить тонкие нюансы. Книга «Джаз 100» как раз и готовит почву, на которой нюансы творчества будут заметны, а сравнения понятны.
Объем, формат и содержание книги, конечно, требуют и соответствующего научного аппарата. Подобные издания обычно обладают именным указателем, сносками и комментариями, но это, несомненно, еще больший дополнительный труд. Лучше читать том целиком, насквозь – и можно только радоваться тому, что у Кирилла Мошкова получилось выпустить не юбилейный буклет-альбом «для дорогих гостей», и не совсем энциклопедию-справочник (хотя количество имен, фактов, событий охватывает огромный пласт истории отечественной культуры), и не критическую беллетристику, хотя выбор и оценка носят личный характер. Книга оказывается на пересечении этих жанров, и джаз как стиль этому не противоречит – он тоже принимает самые разные формы. Да и состояние отечественной культуры требует оптимистичного «разбора полетов» и движения вперед. С одной стороны, сто лет – не юность, но с другой, все более актуальными становятся «молодежные» аспекты: способность коллективно импровизировать, слышать партнера, задумываться над общим замыслом и учиться хорошему.
А к «Джаз 100» можно относиться как к учебнику, ведь, прочитав эту книгу, можно и самому уже не сдавать экзамены, а принимать их.
Кирилл Мошков. Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022. – Санкт-Петербург: Летопись, 2023. – 600 с.: ил.