Получился ли блокбастер? События

Получился ли блокбастер?

«Лоэнгрин» Кирилла Серебренникова в Париже

После нескольких запоминающихся спектаклей в опере и драме в крупнейших зарубежных театрах Кирилл Серебренников попал в плеяду знаменитых режиссеров. Он приковывает внимание зрителей и провоцирует дискуссии среди критиков – теперь уже не российских, а европейских. Выпущенный в 2021 году в Вене «Парсифаль» Вагнера стал едва ли не самой успешной его оперной постановкой. Видеопроекции, показывающие то жуткую советско-российскую тюрьму, то развалины православной церкви; блестящий кастинг, хитрое вплетение в интригу двойника – молодого Парсифаля; эмоционально новое дирижирование Филиппа Жордана – все это заставляло физически переживать чувство безысходности и отчаяния, которое одолевало сердца рыцарей Грааля. Результат – Кирилл Серебренников в 2022 году был назван режиссером года немецким журналом Opernwelt.

И вот теперь снова Вагнер: «Лоэнгрин» на сцене Опера Бастий в Париже, спектакль-блокбастер, как он назван в анонсах видеотрансляций. И если крупные планы видеозаписи позволяют рассмотреть детали происходящего на сцене, то общую картину сценографии можно оценить лишь на живом спектакле. Для российской публики это теперь сложнее и дороже, чем купить билет в Гоголь-центр за несколько тысяч рублей.

Мрачные времена требуют мрачных решений: вся история Лоэнгрина и Эльзы, Тельрамунда и Ортруды, перепридуманная Кириллом Серебренниковым и его драматургом Даниилом Орловым, разворачивается на полутемной сцене, в почти монохромной цветовой гамме. Основа режиссерской истории – судьба Эльзы, жертвы посттравматического синдрома, потерявшей на одной из современных войн брата Готфрида.

В первом акте на сцене три Эльзы: знакомая московской публике по спектаклю в Большом театре Йоханни ван Оострум и две танцовщицы. Они пытаются справиться с собой, мечутся (хореография Евгения Кулагина) в ожидании спасительного прихода Лоэнгрина, причудливо перемещаясь между тремя комнатами с двигающимися стенами. И Лоэнгрин приходит – в камуфляже, берцах и с рюкзаком за спиной. Его лебедь – это два танцовщика с ангельскими крыльями, которые и помогают символически одолеть злодея (в терминах вагнеровского либретто) Тельрамунда.

Второй акт возвращает зрителя из спутанного сознания Эльзы в реальность. Тельрамунд и Ортруда в версии Серебренникова – врачи-психиатры, пытающиеся излечить Эльзу. Вторая половина акта – процессия, направляющаяся к собору для совершения свадебного обряда (по Вагнеру), поставлена режиссером в большом пространстве, условно разделенном на три части. Слева – солдатская столовая, в центре – больничная палата с изувеченными в боях артистами, справа – морг с патологоанатомом и завернутыми в черные пакеты телами.

Третий акт разворачивается в сумрачном, пострадавшем от обстрелов заводском цеху. Именно здесь прячутся жители Брабанта, тут Эльза – то ли во сне, то ли наяву – задает Лоэнгрину роковой вопрос, после которого, исполнив свою арию, он, взвалив на спину вещмешок, уходит со сцены. А перед тем вытаскивает из одного из черных пакетов («люди Тельрамунда») Готфрида, на спине у которого кровавые следы от отрезанных ангельских крыльев.

 

Йоханни ван Оострум, сыгравшая роль Эльзы, своим вокалом доказала, что именно она главная героиня спектакля Кирилла Серебренникова. Если в Москве в феврале 2022 года ее пение звучало не всегда уверенно, то теперь в Парижской опере голос очаровывал – глубокий, тембрально богатый во всех регистрах. Пение Петра Бечалы, который технически совершенно исполнил все ключевые места в партии, тем не менее не поражает своей необычностью. В его Лоэнгрине мы не узнаем человека, принадлежащего иному, возвышенному, миру. Таков и его персонаж в спектакле Серебренникова – в обыденной одежде и с рюкзаком, с сигаретой в зубах во время сцены объяснения с Эльзой. Образы Тельрамунда (Вольфганг Кох) и Ортруды (Екатерина Губанова) не только драматургически, но и вокально оказались самыми неясными. Музыкально и текстуально они не похожи на положительных персонажей (а к этой мысли нас подводит режиссерская концепция). Но и внушить привычные ужас и отвращение зрителю у них не получается.

Не самым сильным местом спектакля оказалась музыкальная интерпретация Александра Содди, который заменил за дирижерским пультом Густаво Дудамеля, досрочно расторгнувшего контракт с Парижской оперой. Содди интерпретировал партитуру эффектно и эмоционально, но магическую составляющую музыки Вагнера ему передать не удалось.

Серебренников многократно цитирует свои старые спектакли. Во время увертюры-прелюдии нам показывают черно-белый фильм (автор видео – Алан Мандельштам), в котором призванный на службу юноша (Готфрид) гуляет во время увольнительной со своей подругой (или сестрой Эльзой?) по живописному лесу, купается в озере. Но похожий по стилистике фильм мы уже видели в «Парсифале». В том же «Парсифале» у протагониста был двойник, мастерски исполненный драматическим актером Николаем Сидоренко, логику сценического поведения которого мы прекрасно понимали, а в «Лоэнгрине» две дополнительные Эльзы кажутся уже чрезмерными. Из «Обыкновенной истории» из Гоголь-центра (ее теперь можно снова посмотреть – в Белграде) в парижский спектакль приехало большое светодиодное кольцо, добавляющее выразительности сценам с ангелами из первого акта. Искать эти цитаты в новом спектакле любопытно, но нельзя быть уверенными, что они что-то добавляют к истории парижского «Лоэнгрина».

Своей концентрацией на злободневных образах спектакль, казалось бы, должен был захватывать. Но это становится его проблемой. Изложенная в буклете режиссерская интерпретация истории Эльзы, возникающего в ее жизни Лоэнгрина, психиатров Тельрамунда и Ортруды при взгляде на сцену читается не сразу. А знание текста либретто (или умение его прочитать в супратитрах) зрителю противопоказано – оно плохо соотносится с происходящим на сцене. Серебренников вполне успешно деконструировал вагнеровский нарратив, но создать на его месте новую драматургически стройную структуру у режиссера и его драматурга не получается: мы не можем прожить безысходность, облегчение при явлении спасителя, искушение запретом, необратимость наказания.

Отдельные сцены «Лоэнгрина» Кирилла Серебренникова похожи на блокбастер, но весь спектакль – едва ли. Восприятию первого акта мешают суета и мельтешение на сцене, иногда противоречащие музыкальному материалу. Во втором акте по мере приближения к развязке сквозь трагизм и мрачность начинает проступать гротеск: испачканные театральной кровью артисты (тут есть настоящие инвалиды на костылях), воскресающие мертвецы, покидающие друг за другом сцену, хотя и запоминаются, но, кажется, сообщают нам не совсем то, что мы ожидали увидеть. А во время интерлюдии – свадебного марша, открывающего третий акт, – нам показывают кадры, на которых актеры, играющие солдат, с автоматами наперевес бросаются как будто бы в атаку. Потом крупным планом демонстрируются их загримированные лица. Но мы этим кадрам не верим. Мы знаем, как такое выглядит в реальной жизни. И имитация реальной жизни на сцене Парижской оперы не производит впечатления, даже под музыку Вагнера.

Боль моя, ты покинь меня События

Боль моя, ты покинь меня

Завершился XII Международный открытый фестиваль «Дню Победы посвящается…»

Страсти и тезисы События

Страсти и тезисы

Мировая премьера, Чайковский и барокко в галерее Île Thélème

Страх и ненависть в паноптикуме События

Страх и ненависть в паноптикуме

Питер Селларс обратился к редкому сочинению Беллини

Кто убил Готфрида? События

Кто убил Готфрида?

В Венской опере «Лоэнгрин» Вагнера превратили в психологический триллер