Вот почти детективный сюжет вокруг старой пластинки. Есть такой детский аудиоспектакль «Принцесса-павлин» – позднесоветская инсценировка тайской сказки, чем-то напоминающей «Лебединое озеро». Всю волшебную атмосферу там (как и у Петра Ильича) делает музыка: легко струящийся электронно-акустический нью-эйдж с восточными мотивами. Когда мы ее слушали, я все ломал голову, какая знакомая эта музыка и что же она мне напоминает, – но вспомнить не мог. На Discogs не было никаких данных о композиторе и на обложке пластинки тоже. Впрочем, она была издана в 1990-м, а тогда уже все разладилось в советском королевстве. Пришлось залезть поглубже в архивы «Мелодии» – попросить поднять оригинальные пленки. И вот что обнаружилось.
Автор музыки к «Принцессе-павлин», конечно же, нам известен: это Свен Грюнберг – пионер эстонского прог-рока и электронного эмбиента, автор великого саундтрека к культовому сай-фай-детективу «Отель “У погибшего альпиниста”» и не менее великого альбома Hingus. Собственно, музыка, использованная в «Принцессе-павлин», – это его третий альбом «ОМ», менее известный, чем Hingus, но не менее классный. Видимо, редакторы детских инсценировок «Мелодии» искали подходящий саундтрек для тайской сказки, долго думали, а потом такие: «Да вот же у нас есть свежая пластинка Грюнберга с его юго-восточными мистическими прозрениями, зачем далеко ходить – давайте ею озвучим». Спасибо, что не Шёнбергом озвучили, но, в принципе, если попробовать подобрать аналогию с современностью, то представьте, что вы смотрите с ребенком новую серию «Мишек-мимимишек», а у вас в саундтреке нарезка из нового альбома Oneohtrix Point Never. Представили? Да это невозможно представить.
Но в советское время это случалось сплошь и рядом: прогрессивное искусство «для взрослых» шло рука об руку с детским «контентом», и никого это не смущало (ну а детям просто сносило крышу). Можно вспомнить хотя бы потрясающие мультики с электронной музыкой Эдуарда Артемьева и Владимира Мартынова. Да, кстати, и Свен Грюнберг писал музыку к анимации – его спиритуальная космотроника отлично подходила, например, к приключениям яйца Клабуш в космосе – концентрированный экземпляр эстонской психоделии. Посмотрите, чтобы вырваться из реальности и отлететь далеко, но не забудьте сперва увести ваших детей от наших голубых экранов.