В разгар лета в Московском концертном зале «Зарядье» прошла пресс-конференция, приуроченная к предстоящему открытию новой площадки. Одновременно был запущен сайт zaryadyehall.com, на котором можно ознакомиться с афишей сезона 2018/19 и приобрести билеты.
Пресс-конференцию вел Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский. По его словам, перечень концертов «Зарядья» будет постепенно пополняться. Среди музыкантов, чьи выступления уже заявлены в сезоне 2018/19: обладатель премии «Грэмми» пианист Даниил Трифонов, французский ансамбль старинной музыки La Poème Harmonique, Kremerata Baltica под руководством Гидона Кремера, скрипач Джошуа Бэлл, маэстро Риккардо Мути, Джойс ДиДонато, musicAeterna и Теодор Курентзис.
«Зарядье» не последовало по пути классической схемы формирования репертуара, отказавшись от абонементной системы в пользу собственной уникальной концепции «Зарядись музыкой». О ней рассказала генеральный директор зала Ольга Жукова: «Эта программа позволит зрителям весь год покупать билеты на разные концерты со специальными условиями. Концерты на сайте помечены хэштегами #зарядись классикой, #зарядись джазом, оперой, барокко, знанием, настроением и т. д. Если у вас четыре концерта с разными хэштегами, вы получаете скидку 10%. А больше четырех с одним хэштегом – 20%».
Торжественное открытие концертного зала «Зарядье» 8 сентября соберет элиту мировой оперы. Режиссером выступит Дмитрий Бертман. Художественный руководитель «Геликон-оперы» поделился своими впечатлениями от посещения нового зала, подчеркнув, что при его строительстве были применены новейшие мировые технологии: «Весь партер представляет собой подвижную зону и может легко трансформироваться в “пол”. Здесь установлена потрясающая система Serapid, которая впервые в России была внедрена у нас в “Геликон-опере”». Те, кто пока не почувствовал тягу к классике, но зашел из любопытства в парк, смогут послушать и посмотреть многие концерты прямо open air: часть фасада сделана из натурального камня, куда вмонтирован гигантский экран в форме трапеции.
«К открытию стену зала над сценой украсит декоративный фасад органа, который сейчас изготавливается фирмой Muhleisen из Страсбурга, – рассказала Ольга Жукова. – На сегодняшний день это самый большой инструмент в Москве, в нем будет на один регистр больше, чем в органе ММДМ, где 84 регистра. Установка пройдет в два этапа. Часть смонтируют уже к концу 2018 года, а зазвучит инструмент в 2019 году».
По словам Валерия Гергиева, который встанет 8 сентября за дирижерский пульт, прямую интернет-трансляцию праздничного концерта смогут посмотреть в ста странах мира. «Мне всегда казалось, что России и ее столице не хватало как раз такого зала, обладающего уникальными возможностями, характерными для новейших музыкальных комплексов. Они создавались в последние 15–20 лет по всему миру, расширяя культурный потенциал столиц Европы и Азии – среди них Париж и Пекин (я сам принимал участие в открытии огромного центра исполнительских искусств в этом городе). Уверен, что с появлением зала “Зарядье” мы сможем совместными усилиями заложить основы для развития и появления в ближайшее время новых одаренных музыкантов, и они смогут раскрыть свой талант в условиях этого зала», – поделился с журналистами маэстро.
Валерий Гергиев напомнил собравшимся, что не за горами проба акустики Большого зала «Зарядья». Созданием этой главной «анатомической» особенности занимался инженер Ясухиса Тойота. Японский гений уверен, что акустика – «такой же инструмент, как и любой другой в оркестре». Идеальный звук в «Зарядье» должен родиться в окружении облицовочных материалов из массивов разных пород деревьев: от аляскинского кедра до красного дерева махагони. Первыми новое пространство оценили музыканты Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва (репетиция коллектива состоялась 22 августа).
Художественный руководитель Мариинского театра также заметил, что финансовая политика концертного зала «Зарядье» ориентирована на европейские стандарты и будет избегать общепринятых российских клише: «Я причисляю себя к противникам больших финансовых затрат на приглашение звезд. Артисты, выступающие в самых богатых городах мира, получают гонорары в десятки раз меньше, чем в России. Пригласить любую звезду за адекватный гонорар нам в Санкт-Петербурге, скажем, удается без огромных усилий. Я сам не коммерсант и не хотел бы участвовать в акции, носящей все признаки нездоровой коммерции».
Ректор Московской консерватории Александр Соколов, член Наблюдательного совета зала «Зарядье», в свою очередь, дал новому музыкальному комплексу емкую характеристику: «Это будет новое духовное пространство. Зал обволакивает, пусть он еще не намолен, но, находясь на сцене, чувствуешь его атмосферу. У этого зала, уверен, замечательное будущее».
Чуть позже «Зарядье» посетил Пласидо Доминго, чтобы первым из мэтров мировой сцены осмотреть технические и акустические возможности площадки. На сцене Большого зала тенор исполнил ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. «На протяжении многих лет я пел в разных местах. Их было так много, – поделился Пласидо Доминго. – Музыкальная жизнь по-прежнему кипит, и я очень этому рад. Происходит столько интересных событий! Сегодня я с особенным удовольствием спел в “Зарядье” несколько строк из “Пиковой дамы”. Не знаю, был ли я первым на этой сцене, но акустика здесь фантастическая! Знаю, что совсем скоро состоится открытие зала. Желаю вам огромного успеха и надеюсь вернуться сюда, чтобы спеть уже по-настоящему на сцене или дирижировать». Покидая зал «Зарядье», тенор пообещал: «Я буду петь!»