Поставить Вагнера для детей – утопия. Поставить для детей «Кольцо нибелунга» – утопия вдвойне. Именно своей кажущейся незыблемостью эти постулаты вновь и вновь провоцируют их нарушать. Причем не только в Германии, на родине Вагнера. Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац к 200-летнему юбилею Вагнера осуществил детскую постановку, вернее адаптацию для юных зрителей лишь одной части «Кольца» – «Золота Рейна». В том же юбилейном 2013-м (юбилеи всегда обязывают) и Дмитрий Бертман работал над детским «Кольцом». Увы, спектакль не состоялся. Юбилейные торжества отгремели, но, продолжив удачное начинание, вновь на сцене театра Сац в 2014-м «родилась» детская «Валькирия». А дальше, как говорится, тишина…
Но только не в Байройте! 2018 год здесь – именно юбилейный. Вот уже десять лет как один из старейших музыкальных фестивалей Европы – Байройтский фестиваль – обзавелся «младшим братом», проектом «Вагнер для детей» или, как его здесь называют, Kinderoper. Все начиналось в 2009 году c постановки «Летучего Голландца». Ныне для детской аудитории не просто адаптирован полный фестивальный цикл – все спектакли, идущие на сцене Фестшпильхауса, театра Рихарда Вагнера, – но уже пошли на второй круг и «Летучий Голландец», и «Тангейзер», и вот теперь «Кольцо нибелунга».
Те из юных меломанов, что постарше, уже имеют возможность сравнивать интерпретации. «В прошлый раз было сказочнее», – серьезно вынесла свой вердикт после спектакля девочка лет двенадцати. А это значит, что впервые она познакомилась с музыкой Вагнера, с «Кольцом нибелунга», в пять лет («Кольцо» вошло в Kinderoper в 2011 году)!
Конечно же, для детской аудитории музыкальные драмы Вагнера приходится значительно (значительно – не то слово!) сокращать и жертвовать некоторыми персонажами. К примеру, в нынешнем «Кольце» из ключевых фигур отсутствуют Эрда, Гутруна и Гунтер. «Вывернуться» из положения помогают диалоги героев, объясняющие непонятное из-за сокращений дальнейшее действие. Кстати, диалоги эти весьма остроумны и очень органично вписаны в спектакль.
Конечно же, приходится снижать градус философских проблем, заложенных в сюжетах Вагнера. К примеру, прежде чем погрузить Брунгильду в сон посреди огня, Вотан просто объясняет ей, что плохо не слушаться папу, за это наказывают. И уж совсем недетская тема – искупительная жертва Брунгильды в сцене возвращения кольца дочерям Рейна. Спасение мира, освобождение от греха поклонения «золотому тельцу», воскресение в смерти – все это не про детский спектакль. А вот то, что чужое нужно непременно отдавать, вполне понятно, да еще и полезно для воспитания.
Но по-другому никак нельзя! Не скатиться до уровня детсадовского утренника и поставить хороший детский спектакль гораздо сложнее, чем взрослый. Тем более, когда изначальный материал не каждому и взрослому-то по зубам. И сюжет нужно еще перевести на детский язык, причем перевести бережно, чтобы авторский замысел не страдал. Задача титаническая! Хотя, конечно, можно было бы сказать, что нынешнее «Кольцо» оказалось не столь цельным и логичным, как предыдущие спектакли проекта, что не вполне понятна мотивация поступков Зигфрида – вечно всему радующегося и оттого откровенно придурковатого. Хотя, если вдуматься, – а каким его написал сам Вагнер? «Лишенное страха и незнакомое с моралью дитя леса»? Получите, распишитесь! И еще. Общая продолжительность вагнеровской тетралогии – около 17 часов, в зависимости от темпов дирижера. Попробуйте-ка втиснуть все «многочасовые» мотивации всего в 90 минут!
Так что в целом нужно признать, что «Кольцо-2018» – это очередная творческая удача Катарины Вагнер, основательницы проекта Kinderoper, и ее команды. Кстати, в создании спектаклей сами дети также принимают непосредственное участие. Катарина лично ездит по школам – и не только Байройта, где имя Вагнера каждый знает, кажется, с пеленок; так, в этом году были задействованы школьники из Дуйсбурга – объясняет ребятам основы театрального искусства, а они рисуют костюмы и создают образы полюбившихся персонажей. Это практическое приобщение к искусству! Детские фантазии реально берутся за основу взрослыми постановщиками, а сами юные художники могут вскоре увидеть не только воплощение своих трудов на сцене, но и собственные фото в буклете, преподнесенном каждому, пришедшему на спектакль. Здоровое честолюбие еще никто не отменял! Кстати, в этом же буклете всегда есть сведения об истории создания непосредственно вагнеровской оперы, об артистах, краткое содержание либретто и даже игры на тему сюжета. Настоящий подарок маленькому меломану!
Элемент игры присутствует и во время самого действия. Дети очень живо реагируют на происходящее. «Вон там он спрятался!» – кричит с маминых колен совсем маленькая «вагнерианка», указывая Вотану и харизматичному Логе с огромным огненно-рыжим хаером на голове, где скрывается коварный Альберих. И «боги» тут же ее бурно благодарят.