События декабря Анонсы

События декабря

Богдан Королёк,
помощник руководителя балета и редактор изданий «Урал Оперы»

6 ДЕКАБРЯ
ЛЕОНИД ДЕСЯТНИКОВ. OPERA, МУЗЫКА БАЛЕТА
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Пока Леонид Аркадьевич Десятников продолжает писать новую оперу для театра «Новая Опера», москвичи впервые услышат балет Десятникова под названием Opera. Это балет без фабулы, к таким обычно применяют некорректное слово «бессюжетный». Один из сюжетов Opera — метаморфозы итальянской оперы-­сериа. Партитура представляет типологию барочных арий: воинственная ария с трубным гласом, ария патетическая, ария гнева и другие. Opera сочинялась для бенефиса хореографа Алексея Ратманского в миланском театре Ла Скала — главной цитадели итальянской оперы, и этот авантюрный сюжет можно обозначить «в Тулу со своим самоваром». Взяты тексты Пьетро Метастазио, одного из самых известных либреттистов в истории, а в качестве емкости для саморастворения Десятников выбрал оперы Генделя. Арии из них составят вторую половину программы, которую исполнят Дмитрий Синьковский и его оркестр La Voce Strumentale, получивший приписку к Нижегородской опере и в последние сезоны набравший силы и блеска. В числе солистов — Надежда Павлова и Диляра Идрисова, для которых барокко отнюдь не далекое прошлое.

14, 18–21 ДЕКАБРЯ
«ПИКОВАЯ ДАМА»
БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ СЦЕНА

С тех пор, как Юрий Красавин сочинил «свободную транскрипцию» «Пахиты» — превратил проходную балетную партитуру позапрошлого века в парк музыкальных аттракционов, — он стал самым востребованным балетным композитором страны. Для Большого театра им сделана оркестровая транскрипция «Пиковой дамы» Чайковского, тоже свободная и по методу напоминающая «Поцелуй феи» Стравинского. Спектакль ставит хореограф Юрий Посохов, лирик по артистическому складу, в чем он совсем не схож с композитором, но именно эта разница темпераментов высекает искру в их совместных работах.

По обычаю Большого театра, к хореографу приставлен специалист из драматического театра, на этот раз — драматург Валерий Печейкин. Тем временем Красавин дописывает для Большого балет «Буря», а в Нижнем Новгороде летом выйдет еще один его балет под названием «Пиковая дама» — совсем другой и почти без Чайковского.

20 ДЕКАБРЯ
СДЕЛАНО В «ГЭС-2»
«ГЭС-2»

Собор-электростанция на Болотной набережной — самый активный российский заказчик новой музыки. Премьеры проходят в «ГЭС-2» каждый месяц, и остается пожелать всем филармониям, междисциплинарным центрам и домам культуры таких бюджетов и такого ясного понимания, что постоянный заказ и исполнение новых сочинений — единственное нормальное состояние кровеносной системы культуры.

Декабрьская программа в «ГЭС-2» на момент написания текста не объявлена. По названию и одноименному концерту 2022 года ясно, что будут новые пьесы, заказанные Домом культуры. Концерт завершает большой цикл «Ремонт старых кораблей», и композиторам наверняка предложено сочинение — диалог с музыкой прошлого. Играет Московский ансамбль современной музыки — важнейший орган российского музыкального кроветворения.

Ая Макарова,
музыкальный критик, лектор

8–12 ДЕКАБРЯ
ОЛЬГА ШАЙДУЛЛИНА. «УДАЧИ, МАРК!»
ПЕРМЬ, «ТЕАТР-­ТЕАТР»

Провести четкую границу между оперой и мюзиклом нелегко, но не секрет, что опероманы обычно числят мюзикл низким жанром, а мюзиклофаны оперу — до непостижимости высоким.

В декабре в жанре мюзикла выходят две премьеры, которые могли бы сделать честь современной оперной сцене. «Удачи, Марк!» — история о том, как снова стать человеком, если ты однажды выбрал от этого отказаться. Верхний слой либретто — рассказ о школьной травле и изнанке родительской любви, верхний слой музыки — запоминающиеся стилизации и яркие мелодии. Дальше можно вглядываться в бездну поэтического, которое спрятано в бытовом языке, или запрокинуть голову и полюбоваться высотами драматургии: жанровые условности здесь служат фундаментом для достоверной сложности. Музыка Ольги Шайдуллиной — одновременно и музыка для слушания и мощная театральная машина, она звучит современно во всех измерениях — и академическом, и популярном.

За спектакль отвечает команда молодых артистов «Театра-­Театра», только что собравших колоссальное количество номинаций на «Золотую Маску» за мюзикл «Сонная лощина»: режиссер (и тоже номинант) «Лощины» Ксения Малинина выступает как хореограф, а ставит спектакль Алексей Крикливый, зарекомендовавший себя в новосибирском «Глобусе».

«Удачи, Марк!» может стать маршрутом для молодой аудитории — к серьезной музыке, для семейной — к взаимопониманию, а для взрослых — к самим себе. Для этого у готовящейся премьеры есть все карты.

15–17 ДЕКАБРЯ
ЕВГЕНИЙ ЗАГОТ, КОНСТАНТИН РУБИНСКИЙ «АЙСВИЛЛЬ»
САНКТ-­ПЕТЕРБУРГ, ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА»

«Айсвилль» — переосмысление «Снегурочки» Островского. Либреттист Константин Рубинский и композитор Евгений Загот написали партитуру a cappella, что для мюзиклов большая редкость, да и для оперы не то чтобы хорошо освоенная территория.

В «Айсвилле» нет ничего сказочного, а вот реальности — хоть отбавляй. Театр и здесь работает по-оперному: гипертрофированные страсти, жесткая форма, человек — главная тема и главный вопрос. Музыка усложняется, ветвится, как морозные узоры на окне, и собирается при этом в четкий звуковой образ бытовой антиутопии. Либретто искрится изобретательностью рифм и размеров, как северный снег. За развлекательную сторону отвечает Алексей Франдетти, а в главных ролях — разумеется, звезды столичных мюзиклов.

Обе премьеры — исследование человеческой природы, обе — возможность прислушаться к себе. Глубина погружения — на совести слушателя. Возможность снова переопределить границы жанров — бонус для -манов и -фанов.

ХРОНИКА. ДЕКАБРЬ

4 декабря 1843 года на сцене лейпцигского Гевандхауза было исполнено первое вокально-­симфоническое произведение Роберта Шумана — оратория «Рай и Пери». Дирижировал автор. Произведение имеет трехчастную форму, либретто принадлежит самому Шуману и Эмилю Флексигу и имеет в своей основе сюжет романтической повести в стихах и прозе англо-­ирландского поэта Томаса Мура «Лалла Рук». Пери — грешная душа, изгнанная из рая. Только свершение высокого нравственного подвига способно вновь раскрыть перед ней ворота Эдема. В процессе работы над ораторией Шуман писал: «Я замышляю едва ли не новый жанр… не для молельного зала, а для жизнерадостных людей».

21 декабря 1888 года Антонин Дворжак отправил Чайковскому в знак крепкой дружбы фотоснимок (фото снизу). Памятная надпись на обороте гласит: «Незабываемому другу Петру Ильичу Чайковскому. Антонин Дворжак. Прага».

17 декабря 1953 года в Ленинграде состоялась премьера Десятой симфонии Шостаковича — одного из самых автобиографичных сочинений композитора. Шостакович впоследствии признавался, что во второй части симфонии — в скерцо, с его неумолимым движением напряженной борьбы, — он стремился музыкальными средствами воссоздать портрет усопшего вождя.