В Москве завершилась ежегодная конференция Ассоциации музыкальных театров (АМТ), в рамках которой прошла Zoom-лаборатория композиторов и либреттистов «Новые имена – новые идеи». Четвертый год подряд таким смотром авторских замыслов руководит председатель Свердловского Союза композиторов (СК), руководитель передвижного «Живого театра» Александр Пантыкин. Под его началом из множества присланных заявок (которые авторы направляют в электронном виде в Свердловский СК) отбирается несколько, которые выносятся на суд руководителей театров со всей России, собравшихся в столице на конференции АМТ. Несколько сезонов назад результатом подобной лаборатории стало приглашение молодого композитора Константина Комольцева в Театр имени Наталии Сац для создания авангардной партитуры – футурологической оперы «Любовь к трем цукербринам» по книге Виктора Пелевина. Современный музыкальный язык этого сочинения синтезирует в своей палитре самые разные стили и звуковые сочетания, но главным, что вызвало особый интерес к спектаклю на музыку Комольцева, стало использование технологии «добавленной реальности» (AR-технологии). Буквально пару лет спустя после появления этой работы на нынешней Лаборатории композиторов едва ли не все проекты подразумевали применение компьютерных технологий для создания digital-эффектов.
Шесть проектов, вышедшие в финал Лаборатории, явно были ориентированы на привлечение зрителей нового поколения, ориентированного, прежде всего, на визуальный контент. Разумеется, такое расширение аудитории за счет обращения к молодежи сегодня очень важно для театров, однако следствием стал перевес в пользу наиболее популярного у массового зрителя жанра: пять заявок были посвящены жанру мюзикла и лишь одна – академическому музыкальному жанру балета. Хотя при всей заинтересованности директоров театров в кассовых сборах творческие поиски в «главном» музыкальном жанре – опере – были особенно ожидаемы, однако надежды услышать новые оперные замыслы не сбылись. Зато представленные мюзиклы удивляли стилистическим разнообразием. Практически каждый проект имел уточняющее определение: мюзикл-буффа, мюзикл-приключение, хоррор-мюзикл, мюзикл-легенда. Отрадно, что в качестве первоисточников использовалась первоклассная литература, что также способствует привлечению нового зрителя и обогащению отечественной сцены.
Редкий для музыкального театра литературный первоисточник – комедия «Призраки» Эдуардо де Филиппо легла в основу мюзикла-буффа «Сдается дом с привидениями» композитора Дмитрия Лазарева и либреттиста Леонида Гусарова. Обозначая жанр по аналогии с оперой-буффа, авторы подчеркивали стиль комедии положений, взятый за основу драматургии сочинения. Образцами такого рода комедий являются большинство произведений де Филиппо – легендарного неаполитанского сценариста, режиссера и актера, называемого в Италии просто «Эдуардо», пьесы которого пользуются неизменной популярностью во всем мире. Самые известные его комедии легли в основу знаменитых кинолент Витторио Де Сики «Брак по-итальянски» (1964) и Дино Ризи «Призраки» (1968). Сюжет «Призраков» и положен в основу представляемого мюзикла, ирония, юмор и увлекательный сюжет которого наверняка привлекут самую широкую аудиторию.
Композитор и актер Николай Орловский и либреттист Лев Яковлев представили мюзикл-приключение по мотивам знаменитого романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». Но спецификой своей концепции авторы обозначили особое внимание к теме любви, причем в самом широком смысле: любви к близким, соратникам и друзьям. Сокровища – это не золото и драгоценности, а люди, их доблести, незаурядные свершения и смелые поступки. Яковлев и Орловский представили образец семейного спектакля, призванного подтолкнуть родителей на важные разговоры с детьми о нравственности и морали. Этот замысел может стать романтичным и жизнеутверждающим спектаклем с увлекательной и динамичной драматургией.
Мюзикл-легенду «Кентервильское привидение» по квазиготической сказке Оскара Уайльда представило творческое объединение SOVA: композиторы Софья Пилипенко и Вадим Пташинский, поэт Ольга Безлюдова и автор сценария Анастасия Уткина. В этой интерпретации сюжета Уайльда получают неожиданное развитие некоторые образы, которые обычно не выходят на первый план, – например, леди Элеонора, погибшая супруга лорда Саймона де Кентервиля. Готическим персонажам присущ пафосный, нарочито театральный стиль музыкального высказывания, которому противостоит подчеркнуто ироничный, пронизанный мотивами современных мелодий и ритмов язык семейства, купившего замок американца Хайрама Отиса. Музыка символизирует дистанцию, непреодолимую разницу персонажей, их взглядов, манер и в целом эпох, к которым они принадлежат. Декорации вызывают аллюзии не с древним замком, а с ареной цирка, подчеркивая иронию и сарказм интерпретации.
Композитор Нэйл Прокин и либреттист Евгений Гаглоев жанр своего проекта обозначили как хоррор-мюзикл. Первоисточником стал роман «Дракула» ирландского писателя Брэма Стокера. Вполне в стилистике фильмов ужасов этот мюзикл назван «Логово белого червя». Это настоящий приключенческий блокбастер, пронизанный популярными мелодическими интонациями, узнаваемыми персонажами, полный зажигательных ансамблей. А сюжет, предполагающий эффектные декорации, способен превратить этот замысел в очень красивый спектакль.
Либреттист Александр Быков и композитор Дмитрий Мургин представили мюзикл «Капитан Грэй» по повести Александра Грина «Алые паруса». В этом проекте главный герой – не мечтательная Ассоль, а капитан-романтик Артур Грэй, покоритель морей и отважный исследователь. Смелость и красота проекта заключаются в объединении идеи поиска романтической мечты с историческими сюжетами об эпохе легендарных открытий русских мореплавателей рубежа XIX и ХХ столетий. Соединение морской романтики, русской истории и восторженного идеализма Грина способно вызвать самые сильные впечатления.
Балет «Сказка о Снегурочке», созданный композитором Владимиром Купцовым и либреттистом Верой Кошелевой, стал единственным обращением к академическому жанру. «Сказка о Снегурочке» – драматический балет, отличающийся интересной и красочной партитурой. Многогранно и неожиданно решен образ Снегурочки, в котором сплелись мотивы многих сказок и мифологических персонажей. Этот красивый замысел может воплотиться в мудрый и добрый сказочный спектакль, воспитывающий любовь к традициям, природе и семье.
В представленных проектах явно заметна общая тенденция: обращение к сверхпопулярным сюжетам, знаменитым персонажам, на основе которых создаются обновленные, «осовремененные» либретто и новая эффектная музыка. Литературные первоисточники выбираются такие, чтобы постановочные решения предполагали применение разнообразных digital-технологий, рассчитанных на привлечение самой широкой аудитории. Наверняка с таким новым репертуаром эта задача будет достигнута.