Художественный руководитель ГАСО РТ Александр Сладковский не раз признавался, что у него есть мечта – исполнить все симфонии Густава Малера. Его коллектив шаг за шагом, концерт за концертом шел к этой цели, поражая публику нетривиальными интерпретациями Второй, Седьмой, Пятой, Шестой, Восьмой… И вот, наконец, мечта маэстро сбылась. На днях Госоркестр Республики Татарстан представил последнюю в своей коллекции малеровских симфоний – Третью – как обычно, сначала в Казани, затем в Москве, в рамках собственного абонемента в филармонии. Грандиозный шестичастный цикл, усиленный двумя хорами и партией меццо-сопрано, стал мощнейшей финальной точкой долгого путешествия ГАСО РТ в малеровский мир. Сто минут, отведенных композитором для погружения в Третью симфонию, стали непростым испытанием для публики, но не для оркестра, который красноречиво рассказал о цветах, зверях, ночи, утренних колоколах и, конечно же, о любви.
«Для меня любая симфония Малера – абсолютный шедевр, masterpiece», – утверждает маэстро Сладковский. И все же Третья заметно выделяется среди остальных – прежде всего, по своему масштабу. Одна только первая часть занимает половину стандартного академического концерта и звучит как отдельная симфоническая поэма. Оркестр, располагающийся почти на всем пространстве сцены, включает в себя расширенный состав ударных и большое количество медных духовых инструментов. Программность симфонии, которую Малер всячески отрицал и настаивал на условности, тоже весьма сложна: здесь переплелись и ницшеанские мотивы, и средневековое учение о божественном мироздании, и пантеизм в духе Гёте, и впечатление от живописи художников-символистов. Сам Малер называл Третью симфонию произведением, «в котором отражается весь мир… вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны». Композитор писал ее в одном из живописных уголков Австрии, наслаждаясь летней погодой и отдыхом, что сказалось на общем возвышенно-приподнятом характере цикла, который трудно назвать трагедийным: здесь слушателям предлагается абстрагироваться от действительности, созерцать окутывающие слух звуки, растворяться в оркестровых красках, вспоминать, рефлексировать.
ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского без преувеличения героически и стоически выдержал брошенный композитором вызов. Ничто – ни досадный кашель в паузах, ни восторженные крики «браво» между частями (а ведущий Артем Варгафтик предупреждал так не делать) – не помешало коллективу донести свое видение малеровской Вселенной. Первая, «бесконечная», часть, открывшаяся суровыми фанфарами медных, словно вобрала в себя интонации, тематизм и приемы развития последующих частей: маэстро Сладковский умело подчеркивал и маршевость, и танцевальность, и патетические речитативные фразы, и даже схожесть одного из эпизодов с песней «В лесу родилась елочка». Струнные проявляли себя во всем блеске: победно-гимнические мелодии взлетали ввысь, как залп фейерверка, – импульс этому давала блестящий концертмейстер ГАСО РТ Алина Яконина. Медные под предводительством солиста-трубача Данила Егорова (в конце вечера его отдельно вывели на поклон) создавали густую плотную звуковую массу, на которой и держался весь праздник. Во второй части, немного беззаботном менуэте, Госоркестр Республики намеренно снизил градус эмоциональности, ведь здесь, вспоминаем программу, Малеру что-то рассказали цветы на своем тонком, чарующем языке. ГАСО РТ акцентировал внимание на вкусностях и изысках этой части, будь то соло гобоя, бег-стаккато флейты или форшлаги и трели скрипок. Третья часть была словно продолжением второй, но с оттенком юмора и откровенного веселья, ведь здесь Малеру что-то рассказывали звери. Тон задавали веселые наигрыши флейты-пикколо, которые с энтузиазмом подхватывали остальные: маэстро Сладковский дал своим подопечным от души покуражиться, чувствовалось, с какой невероятной энергией, удовольствием и вдохновением музыканты играют это скерцо.
В четвертой части оркестр дополнили Большой детский хор имени В.С.Попова, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» и народная артистка России меццо-сопрано Ольга Бородина. Именно прославленной певице отдавалась главная роль: ГАСО РТ служил аккуратным, тонким аккомпанементом ее проникновенному соло. В этой части Малеру рассказывала о своих тайнах темная ночь, а он, использовав две песенные строфы из стихотворения Ницше, размышлял о бренности человеческого существования. В пятой части Третьей симфонии всплыла цитата песни «Три ангела пели сладкий напев» на народный текст из сборника «Чудесный рог мальчика», который воспроизводил женский хор (она же прозвучит впоследствии и в Четвертой симфонии). Глубокий бархатный тембр голоса Ольги Бородиной словно возвышался над светлым хоровым ликованием, окунающим в атмосферу католической рождественской службы, а оркестр имитировал колокольный звон, бубенцы настолько натурально, что казалось, будто всеми любимый праздник к нам уже пришел. Впрочем, вся эта безмятежная атмосфера растворилась в роскошном Адажио заключительной, шестой, части симфонии, в которой Малеру явилось откровение любви. Госоркестр Республики Татарстан буквально проживал, пропускал через себя каждый звук, со всей чувственностью и страстью транслируя его в зал, окуная завороженную публику во все эти секвенции, восходящие и нисходящие гаммы, сыгранные словно в замедленной съемке, на преодолении. До тех пор, пока, наконец, не грянул победный ре-мажорный аккорд, завершивший Третью симфонию. Теперь гештальт точно закрыт, с чем можно поздравить Александра Сладковского и его коллектив.