В октябре Свердловская филармония проводит V Симфонический форум России. Двадцатку региональных оркестров, ранее участвовавших в проекте, дополнит четверка новых участников – из Хабаровска, Иркутска, Воронежа, Москвы, а также Омска, повторно приезжающего на Форум. Какие цели преследует Форум, и какой вид на симфоническую Россию открывается с Уральских гор, обсуждают директор Свердловской филармонии Александр Колотурский (АК)
(на фото на стр. 69) и его первый заместитель Рустем Хасанов (РХ).
РХ Александр Николаевич, давайте представим читателям «Музыкальной жизни» наш проект.
АК Идея проведения Симфонического форума возникла 8 лет назад, после выступления Уральского филармонического оркестра на Фестивале симфонических оркестров мира в Москве. Подобной творческой площадки для представления российских оркестров тогда не существовало. Смотр достижений мирового симфонического искусства хотелось дополнить панорамой симфонического пространства России. Форум в Екатеринбурге должен был стать своеобразным «саммитом» отечественных коллективов, стимулирующим развитие оркестрового дела в стране.
Большинство оркестров, приезжающих на Форум, видят в нем импульс движения и творческого развития. На участие в Симфоническом форуме, где оркестрам отведена роль посланников регионов, учредители коллективов, как правило, находят необходимые средства, в то время как затратные оркестровые гастроли готовы финансировать немногие. У Форума даже существует свой «лист ожидания» со списком оркестров-претендентов, из чего мы делаем вывод, что формат реализации проекта был выбран правильно и работает не только на организаторов, но в первую очередь на участников.
РХ Форум, фестиваль – в данном случае это не одно и то же. Симфонический форум России – проект, совмещающий концертную форму фестиваля, где оркестры могут «показать себя», и дискуссионную часть, где их руководители могут участвовать в обсуждении проблемных вопросов, волнующих представителей «симфонической отрасли».
АК Да, подобных встреч нигде в России больше не проводится, а между тем они необходимы для обмена информацией и опытом. Сообща мы ищем способы преодоления проблем и намечаем пути перспективного развития.
Готовясь к Форуму, мы проводим независимый мониторинг деятельности российских коллективов, используя такие параметры, как вакансии, обеспеченность музыкальными инструментами, размеры зарплат, образование музыкантов, гастрольная и концертная деятельность. Эти показатели представляют интерес для профессионального сообщества и необходимы для наблюдения за развитием отрасли в целом.
Считаю, что симфонический оркестр является одним из важнейших инструментов передачи духовных ценностей населению. Только он может полноценно представить классическое музыкальное наследие, веками накопленное миром. В зависимости от того, как чувствуют себя в России симфонические оркестры, можно говорить о духовном развитии общества.
РХ Читателям «Музыкальной жизни», думаю, интересно узнать о том, как чувствуют себя российские оркестры.
АК Во всех странах, где ценится симфоническое искусство, оркестры поделены на категории, влияющие на численность, уровень заработной платы, репертуарную политику, нагрузку музыкантов, выбор залов, в которых играет оркестр. Для 28 российских оркестров во времена Советского Союза тоже действовала общая система категоризации, упраздненная в 1993 году. Сейчас в стране насчитывается более 80 симфонических коллективов, но все они считаются равными. В условиях отсутствия централизации, под видом симфонического оркестра встречаются камерные составы из 28 и 35 музыкантов, а в 50% коллективов численность с трудом достигает 50 человек. Каким надлежит быть региональному оркестру – в постсоветском пространстве решают органы местной власти.
В то же время большинство оркестров продолжает оставаться государственными, и казалось бы, кому как не государству выдвигать к ним свои требования? Эти требования зафиксированы в вышедшей два года назад «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Но они не являются руководством к действию, а носят скорее рекомендательный характер. Для того чтобы регионы трудились в русле Стратегии и достигали реальных результатов, государством должна быть проведена огромная работа.
РХ Вы говорили, что Форум – площадка для обсуждения вопросов, волнующих руководство коллективов. Можете обозначить болезненные для большинства темы?
АК Колоссальной проблемой симфонической отрасли остается рынок труда. Сейчас он не совсем цивилизованный. Хороших музыкантов для всех оркестров не хватает. Человек, отдавший обучению 17 лет, вправе выбирать для себя самое высокооплачиваемое место работы. Крепкие специалисты часто делают свой выбор не в пользу региональных коллективов. Но не только в этом дело. В самой системе профессионального музыкального образования в России есть изъяны – оркестровой специальности у нас нигде углубленно не учат. Выпускники консерваторий, как правило, хорошо владеют инструментом, а для работы в оркестре одного этого недостаточно. 8 лет назад в наш оркестр прослушивались 14 флейтистов, и хотя они были блестящими музыкантами, конкурс пройти не смогли, поскольку к оркестровым навыкам их подготовка как солистов имела мало отношения.
РХ Есть ли, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации? Мне кажется, что «вжиться» в оркестровую специальность помогают всевозможные мастер-классы, стажировки, летние школы, объединенные молодежные составы.
АК На мой взгляд, наиболее эффективным решением проблемы кадров является создание молодежных оркестровых академий, как это есть, например, в Берлинской филармонии. В нашей стране этот опыт тоже начинает внедряться. В Воронеже Молодежный симфонический оркестр (Симфонический оркестр Концертного зала) успешно работает с 2004 года. Шестилетие отметил Всероссийский юношеский симфонический оркестр под руководством Юрия Башмета, конкурсный отбор в который стал частью IV Симфонического форума в Екатеринбурге. В 2018 году на базе Московской филармонии создан Национальный молодежный симфонический оркестр. На мой взгляд, каждый крупный российский город, где есть филармония и музыкальный вуз (а такое сочетание на сегодняшний день есть в 11 российских городах), может подхватить инициативу и открыть свою «кузницу кадров», решив тем самым проблему нехватки музыкантов во «взрослых» симфонических коллективах.
РХ Добавлю, что Уральский молодежный симфонический оркестр мы создали в 2007 году. Согласно статистике, его «выпускники» востребованы и работают не только в российских оркестрах, но и в симфонических коллективах стран Европы и Азии. На базе молодежного коллектива филармонии с 2014 года проводится Летняя международная оркестровая школа, приглашающая музыкантов-студентов из разных стран. Да и сам оркестр гастролирует наравне с нашим главным коллективом – Уральским филармоническим. Но вернемся к Симфофоруму.
АК Конечно, Форум не мог возникнуть на пустом месте. Свою роль сыграли не только позиции нашей филармонии, но еще и реноме Уральского академического филармонического оркестра как одного из ведущих региональных коллективов страны. Успехи УАФО во многом определили точку на карте. Поэтому за Форумом закрепился лозунг «Екатеринбург – место встречи российских оркестров».
Используя собственный опыт, в ходе Симфонического форума мы пытаемся исследовать болевые точки, препятствующие творческому развитию коллективов, найти способы воздействия на них. Однако возможности директорского корпуса филармоний могут лишь инициировать какие-то процессы. Главные решения остаются за властью, и это надо совершенно четко понимать…