«На грани» с реальностью События

«На грани» с реальностью

В Екатеринбурге завершился XI Международный фестиваль современного танца «На грани»

С 25 ноября по 2 декабря у поклонников contemporary dance была возможность на четырех площадках увидеть 22 танцевальных спектакля. Арт-директор фестиваля Лариса Барыкина пригласила коллективы из Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Омска, Калуги, Москвы и, разумеется, Екатеринбурга, представив невероятное разнообразие идей, воплощенных на сцене российскими и зарубежными постановщиками.

Помимо самих показов, важной составляющей фестиваля являются открытые обсуждения каждого спектакля экспертным советом. Такая «экспресс»-рефлексия важна и для постановщиков, танцовщиков, молодых хореографов и зрителей, которые хотят услышать точку зрения профессионалов и могут высказать свое мнение. За пятнадцать лет существования «На грани» в публике «воспиталась» целая когорта разновозрастных любителей современного танца. И дело не только в притягательности пластических возможностей и мощной физической форме лучших представителей contemporary dance, в невероятной энергетике, излучаемой танцовщиками, но и в том, что им подвластно языком тела в художественной форме говорить о самых разных – насущных и вечных – вопросах, волнующих людей. На XI фестивале ответы на них звучали и невероятно актуально, и с беспощадной иронией, и философски, и с юмором, и отстраненно, и повествовательно, где-то наивно, а где-то глубоко и высоко.

В программе явно просматривалось несколько тематических линий. Одной из самых популярных – человеческие отношения в разных проявлениях – уделили внимание как молодые хореографы, так и мастера. У Челябинского театра современного танца ей было посвящено два совершенно разных спектакля: горько-смешной «Как это по-русски» – о том, «есть ли жизнь после свадьбы» с изобретательной хореографией Елены Пришвицыной и Владислава Морозова и активно «говорящим» реквизитом (свадебное платье-шалаш, маски козла и козы, лестница), а также «Диалоги» Ольги Поны – технически и технологически безупречные (с экранами-«скалодромами», где и проецировались тексты, и работали танцовщики, «зависая» как в невесомости). Впервые участвующая в фестивале известная Танцевальная компания «Каннон Данс» (Санкт-Петербург) показала стильный, ироничный, чувственный спектакль «Бар.Око» в хореографии Лоранда Закара (Венгрия), где под барочную музыку в каркасных юбках, надетых на платье, сегодняшняя «золотая молодежь» проводит время в баре соответственно стилю: буйно, шумно, активно, импозантно, грациозно… но пусто. И очень красиво!

 

Отдельно стояли три спектакля, где ключевой стала тема жизни и смерти. «Орфей и Эвридика» театра «Балет Евгения Панфилова» в хореографии Константина Кейхеля (Санкт-Петербург) – музыкально изматывающий, холодно-медитативный, жестово лаконичный, но завораживающий, погружающий в царство Аида. «Лул/Урт» – интересная попытка Танцевальной компании «Денница» (Екатеринбург) показать на основе удмурдской мифологии под аутентичное пение жизненный цикл женщины (хореография в стиле танцевального постфолка Анны Поляковой и Марии Тарбеевой). К сожалению, отсутствие текстовых переводов не позволило «поэтичной» певучей пластике исполнительницы придать больше смыслового объема. Зато спектакль «Тело: Requiem», поставленный хореографом Ольгой Горобчук (Омск) на четырех ведущих танцовщиков Челябинского театра современного танца, без слов ошарашил своей беспощадной правдой: кем бы ты ни был – аристократом, воином, харизматичным шаманом, моделью с подиума в отставке, – финал один – смерть. Соло каждого из героев заставляло не просто сопереживать им, но и задуматься о вечном. Потрясающими были начало спектакля – выхваченные лучом обнаженные спины танцовщиков, двигающиеся как зарождающая плоть человеческая, и финал – на всех героев сверху льется поток слизи, в которой они будто разлагаются на наших глазах…

Часть спектаклей была с отсылом к литературе и культовым в мире искусства личностям. До масштаба последних в спектаклях «Чарли в цвете» (Инновационный театр балета, Калуга) и Edith Piaf (Театр танца Евгении Талецкой, Санкт-Петербург) подняться не удалось. Лилит Акопян (Германия), вдохновившись одним из очерков философа Ханны Арендт, основоположницы теории тоталитаризма, сделала постановку «Бессердечность» для коллектива «Каннон Данс», который виртуозно, с невероятной экспрессией «выплеснул» это агрессивное «хореографическое размышление» на сцене. Фестиваль с названием «На грани» допускает в программе и полижанровые спектакли. Таков был «Демон» (хореография Евгении Турушкиной, постановка Дмитрия Касимова в театре Theatrum, Верхняя Пышма), целиком прозвучавшая поэма Лермонтова существовала в гармонии с танцем, музыкой, светом, видео разных катаклизмов – однажды появившимся на кульминации, и от того невероятно эффектно! Интонационная, пластическая, визуальная «партитура» постановки проработана настолько тонко, с потрясающим чувством меры, что спектакль воспринимался на одном дыхании.

Социальная тема – человек в реалиях сегодняшнего дня, хрупкость жизни на тектонических разломах истории – мощно прозвучала в четырех работах. Скорбный и очень экспрессивный «Черный сад» (хореограф – Валерия Каспарова, Россия/Армения) по воспоминаниям детей-очевидцев трагедии в Нагорном Карабахе, случившейся 30 лет назад. Эмоционально и хореографически сильная постановка Ольги Горобчук How much?! для своего театра танца «нОга» (Омск). Впечатляющий спектакль Fantomus vulgaris Танцевальной компании «Окоём» (Екатеринбург) в хореографии Александра Гурвича совместно с танцовщиками, где фантомы советских реалий в виде точных сигналов московского времени, позы памятника рабочему и колхознице, девушки, бродящей с веслом, как с копьем, не сразу сформировавшейся песни «Дубинушка», на фоне которой разворачивается страшная кульминация развала страны, – это не только воспоминания, но и напоминания о дне сегодняшнем. И, наконец, многодельная, сложная, невероятно интересная, наполненная огромным количеством культурных и исторических знаков работа Павла Глухова (Москва), была создана для Театра «Провинциальные танцы» к 300-летнему юбилею Екатеринбурга и основывалась на его истории. Неожиданно образы спектакля «Кто мы, откуда, куда мы идем?» перестали быть локальными и мощно зазвучали как глобальные. Но эта метаморфоза требует отдельного разговора. Поэтому, подводя итоги фестиваля «На грани», хочется сказать: смотрите современный танец – вас ждут чудные открытия.