Как балет стал «Оперой» События

Как балет стал «Оперой»

Нижегородцы привезли в Московскую филармонию российскую премьеру сочинения Леонида Десятникова

Нижегородский академический театр оперы и балета имени А.С.Пушкина с приходом в него два года назад новой команды лидеров (худрук – Алексей Трифонов, главный дирижер – Дмитрий Синьковский) все увереннее берется за проекты, рвущие с пыльной репертуарной рутиной. Свежее доказательство – привезенная в Концертный зал имени П.И.Чайковского программа, включившая, с одной стороны, оперную и ораториальную музыку Генделя, а с другой – российскую премьеру навеянного духом барокко произведения Opera одного из ведущих современных отечественных композиторов – Леонида Десятникова.

История такова. Десять лет назад главный итальянский музыкальный театр Ла Скала захотел иметь в афише опус авторства композитора Леонида Десятникова и хореографа Алексея Ратманского. Однако в Тулу со своим самоваром не ездят, и на родине оперы логично решили – пусть это будет балет, самый русский из всех музыкально-театральных жанров. Наши ответили встречным реверансом: а не назвать ли нам эту партитуру «Оперой»?

Так появилась идея танцевально-вокального спектакля, не обремененного конкретным сюжетом, но дающего современный взгляд на загадочную и притягательную эпоху барокко, принципы которой удивительным образом «выныривают» на протяжении ХХ и XXI веков то в одном направлении искусства, то в другом. Главными ее фигурами Десятникову представились два гиганта – композитор Гендель и либреттист Метастазио. Первый подарил образец стиля (конечно, не в плоскости копирования, а в том же примерно ключе, в каком Пикассо претворял образы портретируемых им персонажей). Из множества пьес второго литератор Карла Мускио по просьбе Десятникова выбрала с десяток текстов, никак не связанных сюжетно, но дающих представление о главных типах барочных арий.

Так, после чуть «прихрамывающей» (помните угловатый танец некоторых героев того же Пикассо?) увертюры возникает aria patetica «Я хочу принять вызов» в исполнении мощно-насыщенного сопрано Диляры Идрисовой. За ней следует aria di guerra (воинственная) «Умереть за Ксеркса или победить», пропеваемая виртуозом колоратур тенором Сергеем Годиным. Дальше – duetto cantabile (напевный) «Ступай! Покорная судьбе…» в трогательной интерпретации Диляры и совсем молодой солистки Нижегородской оперы меццо-сопрано Яны Дьяковой… Финальный же терцет солистов, меняя литературный первоисточник, неожиданно переносит нас из мира высокой поэзии Метастазио в ауру другого великого мастера эпохи, Гольдони, в своих «Мемуарах» дающего шуточное описание условностей старинной opera seria (серьезной).

 

Похоже, в Opera иронист Десятников коснулся столь дорогого ему материала, что едва ли не впервые за много сочинений достиг качества, которого не могло быть, допустим, в его «Зиме священной» и других саркастических опусах, – подлинной, не пародируемой теплоты. Эта музыка так согрела слух, что даже забылось об отсутствии в нижегородской версии визуально-балетной составляющей.

Зато у музыкантов Дмитрия Синьковского появилась возможность сопоставить партитуру XXI века напрямую с Генделем. Который им тоже глубоко не чужд (напомню недавнюю премьеру в Нижнем оратории «Триумф Времени и Разочарования»). Дайджест генделевских арий, составивший первое отделение вечера, и партитура Десятникова словно всмотрелись друг в друга, образуя, как два зеркала, таинственный и манящий коридор взаимных смысловых отражений. Из этого мира хрупкой странной красоты долго не хотелось выходить ни публике, ни артистам. Включая самого Синьковского, в одном из бисов вдруг с невероятной задушевностью запевшего контратенором.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой