Как балет стал «Оперой» События

Как балет стал «Оперой»

Нижегородцы привезли в Московскую филармонию российскую премьеру сочинения Леонида Десятникова

Нижегородский академический театр оперы и балета имени А.С.Пушкина с приходом в него два года назад новой команды лидеров (худрук – Алексей Трифонов, главный дирижер – Дмитрий Синьковский) все увереннее берется за проекты, рвущие с пыльной репертуарной рутиной. Свежее доказательство – привезенная в Концертный зал имени П.И.Чайковского программа, включившая, с одной стороны, оперную и ораториальную музыку Генделя, а с другой – российскую премьеру навеянного духом барокко произведения Opera одного из ведущих современных отечественных композиторов – Леонида Десятникова.

История такова. Десять лет назад главный итальянский музыкальный театр Ла Скала захотел иметь в афише опус авторства композитора Леонида Десятникова и хореографа Алексея Ратманского. Однако в Тулу со своим самоваром не ездят, и на родине оперы логично решили – пусть это будет балет, самый русский из всех музыкально-театральных жанров. Наши ответили встречным реверансом: а не назвать ли нам эту партитуру «Оперой»?

Так появилась идея танцевально-вокального спектакля, не обремененного конкретным сюжетом, но дающего современный взгляд на загадочную и притягательную эпоху барокко, принципы которой удивительным образом «выныривают» на протяжении ХХ и XXI веков то в одном направлении искусства, то в другом. Главными ее фигурами Десятникову представились два гиганта – композитор Гендель и либреттист Метастазио. Первый подарил образец стиля (конечно, не в плоскости копирования, а в том же примерно ключе, в каком Пикассо претворял образы портретируемых им персонажей). Из множества пьес второго литератор Карла Мускио по просьбе Десятникова выбрала с десяток текстов, никак не связанных сюжетно, но дающих представление о главных типах барочных арий.

Так, после чуть «прихрамывающей» (помните угловатый танец некоторых героев того же Пикассо?) увертюры возникает aria patetica «Я хочу принять вызов» в исполнении мощно-насыщенного сопрано Диляры Идрисовой. За ней следует aria di guerra (воинственная) «Умереть за Ксеркса или победить», пропеваемая виртуозом колоратур тенором Сергеем Годиным. Дальше – duetto cantabile (напевный) «Ступай! Покорная судьбе…» в трогательной интерпретации Диляры и совсем молодой солистки Нижегородской оперы меццо-сопрано Яны Дьяковой… Финальный же терцет солистов, меняя литературный первоисточник, неожиданно переносит нас из мира высокой поэзии Метастазио в ауру другого великого мастера эпохи, Гольдони, в своих «Мемуарах» дающего шуточное описание условностей старинной opera seria (серьезной).

 

Похоже, в Opera иронист Десятников коснулся столь дорогого ему материала, что едва ли не впервые за много сочинений достиг качества, которого не могло быть, допустим, в его «Зиме священной» и других саркастических опусах, – подлинной, не пародируемой теплоты. Эта музыка так согрела слух, что даже забылось об отсутствии в нижегородской версии визуально-балетной составляющей.

Зато у музыкантов Дмитрия Синьковского появилась возможность сопоставить партитуру XXI века напрямую с Генделем. Который им тоже глубоко не чужд (напомню недавнюю премьеру в Нижнем оратории «Триумф Времени и Разочарования»). Дайджест генделевских арий, составивший первое отделение вечера, и партитура Десятникова словно всмотрелись друг в друга, образуя, как два зеркала, таинственный и манящий коридор взаимных смысловых отражений. Из этого мира хрупкой странной красоты долго не хотелось выходить ни публике, ни артистам. Включая самого Синьковского, в одном из бисов вдруг с невероятной задушевностью запевшего контратенором.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»