В ожидании шестого вечера События

В ожидании шестого вечера

Завершился камерный фестиваль «Пять вечеров» Союза композиторов России

В уходящем году проекту исполнилось пять лет. Как звучал, о чем
размышлял и к чему стремился юбилейный фестиваль современной камерной музыки – этот рассказ в пяти главах.

Глава I: места и музыканты

Впервые за свою историю фестиваль вышел за пределы одной площадки для всех концертов. Идея вызревала давно: теме каждого вечера хотели подобрать свое идеальное пространство. Программную музыку отправили в Малый зал «Зарядья». В Камерном зале Московской филармонии вовсю зазвучал новый фольклор. Хоровой концерт остался в родном Рахманиновском зале Московской консерватории, голос и новая музыка отлично спелись с галереей «ГРАУНД Солянка», а тихий финал принял в свои объятья ДК «Рассвет». Задумка явно удалась.

Первые два вечера чувствовали себя весьма комфортно в малых залах. Ансамбли Reheard, «Студия новой музыки» и их солисты колдовали над программностью; Glazunov-Saxophone Quartet и Борис Ефремов, Кристина Фиш и Нелли Пчелинцева, Андрей Кравченко, солисты ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, Венедикт Пеунов обновляли фольклор. Созданный специально для хора Рахманиновский зал в полной мере дал раскрыться Камерному хору Московской консерватории – вместе с дирижером Александром Соловьёвым на сцену в тот вечер выходили Екатерина Мочалова, Екатерина Мечетина и Мария-Эмилия Терзян-Хагба. Зал в «ГРАУНД Солянке» с его оголенной кирпичной кладкой оказался к лицу современной музыке и электронике: здесь же можно было создавать мультимедийное произведение с помощью проекции. Тут к фестивалю присоединились Роман Малявкин, Дмитрий Мазуров, Ильнур Габидуллин, Арина Зверева и солисты Московского ансамбля современной музыки. Наконец в ДК «Рассвет» решили создать особый тихий вечер. Эффектно выглядело его начало: солистки ансамбля Intrada выходили из темного зала с зажженными свечами, а вокруг них, рифмуясь с круглым окном, падал на стены белый свет, рисуя бледные луны. Жаль, что этот антураж вскоре исчез: после объявления программы ведущей Наилей Насибулиной на сцену вернули привычное освещение. А как необычно было бы слушать весь концерт в волшебной темноте…

Галерея на Солянке. Зрители

Глава II: композиторы и их премьеры

В этом году в проекте приняли участие 38 композиторов из двенадцати городов России. Как и прежде, фестиваль создает звучащее поле из сочинений последних десяти лет. Однако на этот раз больше половины произведений были написаны или обновлены в 2022–2023 годах, так что в «Пяти вечерах» удалось собрать самую что ни на есть современную музыку.

Несмотря на дату создания, большинство свежих сочинений уже успели прозвучать к началу фестиваля. На «Пяти вечерах» премьер было относительно немного: Koan I для баяна Венедикта Пеунова, Триптих «Смеющихся сохрани» на слова Нади Делаланд для хора и фортепиано Ефрема Подгайца, «скажи мне я кто я из нас?» для голоса и электроники Олега Гудачёва, «Слова подводят нас/words fail us» для аккордеона Кирилла Архипова, «200 приемов кигуми, или духи леса в храме Будды» для флейты, кларнета, маримбы, скрипки, альта и виолончели Константина Комольцева; впервые в Москве исполнялась «Пальба» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и интерактивной электроники Владимира Раннева.

В программах вечеров музыку молодых авторов сочетали с произведениями уже признанных мэтров: Юрия Каспарова, Ефрема Подгайца, Владимира Мартынова. Из такого соседства складывались любопытные антитезы: тягучая, вязкая «Непрозрачная пустота» для флейты и виолончели Каспарова уравновешивала взвинченный Chronoclasm III для большого ансамбля Натальи Прокопенко, но рассеивалась под действием «Веселящего газа» Владимира Горлинского – сложно противостоять заливающимся смехом музыкантам и их инструментам. Триптих «Смеющихся сохрани» Подгайца завершал основную программу хорового концерта (после него Александр Соловьёв объявил еще два внеочередных опуса), создавая арку с начальным триптихом Артема Ананьева из музыки к спектаклю «Аллегории» и отчасти продолжая размышления простого человека о мире и боге, заложенные и в пьесе «Заповіт» из цикла «Два стихотворения Тараса Шевченко» Петра Аполлонова, и в «Вечности» диакона Романа Галиева. Lamento Владимира Мартынова подытожил финальный концерт тихой музыки – но об этом позже.

Солисты openSoundOrchestra

Глава III: тембры и краски

Звуковой портрет фестиваля вышел многоликим. В меньшинстве оказались сочинения с непривычными инструментами в составе: Марина Шмотова в своих «Голосах» смягчала слегка гнусавый басовый владимирский рожок квартетом саксофонов, а Владимир Мартынов центром внимания сделал готическую арфу. Судя по всему, композиторам гораздо интереснее экспериментировать с приемами, доставать подчас неожиданные краски, смешивать их, химичить с музыкальной тканью и смотреть, что из этого выйдет. Эксперименты эти часто делали звучание тревожным, некомфортным, иногда даже пугающим. Вне зависимости от тематики вечера, в сочинениях тут и там была слышна сонористика, шумовые эффекты, необычные звуковые ассоциации: звуки винилового проигрывателя, перегруза электрогитары, плеск расходящихся кругов на воде. Струнные теряли живое теплое вибрато, рояль отказывался использовать клавиши, духовые игнорировали собственные тембры и переходили на шумы и свисты, электроника поглощала вокал, а ударные расширяли свои полномочия и проявлялись в топоте, стуке по корпусу инструмента, вращении железной миски на полу и ударах по металлической пружине и балке.

На другом полюсе творческих поисков были вслушивания в звучности и красоты гармоний. «Сюита зеркал» Анны Кузьминой устилала голоса, кларнет и ударные в серебряную, подернутую дымкой зеркальную гладь. Carpe Diem Олеси Евстратовой сливал голоса ансамбля народных инструментов в единый звуковой поток с бешеным пульсом. На концерте хорового вечера на звучности голосов наслаивались тембры домры, рояля, скрипки и даже характерное звучание попсовой фонограммы.

Тембры солирующих инструментов тоже стали предметом исследования. Скрипка в Just Shine a Little Анны Ромашковой распалась на скрежеты, шелесты и свисты. Флейта для Ульяны Купровской стала голосом ветра: с завываниями, шорохами – с одной стороны и пасторальной игривостью – с другой. Звездой вечера нового фольклора стал баян. Ольга Раева тянула слушателей к «Свету дня Святой Троицы» через «готовые аккорды», превращая инструмент в камерный орган. Сергей Зятьков сталкивал техническое и лирическое начало в «Механизмах нежности». Шаура Сагитова создала едва ли не музыкальный хоррор Said White Rabbit по фильму «Алиса» Яна Шванкмайера. А Венедикт Пеунов, исполнявший на том концерте все сольные произведения для баяна, рассказывал своим инструментом дзен-буддистскую притчу Koan I зацикленными паттернами. Кирилл Архипов выбрал ворчащий басами и злящийся резкими верхами аккордеон, чтобы высказать невысказанное в пьесе «Слова подводят нас/words fail us». Наконец, маримба у Яна Круля стала воплощением времени: мягкий тембр то напоминал пульс взволнованного сердца, то растворялся в медитативном ритме.

Солисты оркестра Euphoria

Глава IV: причуды жанров

Если пробежаться взглядом по буклету «Пяти вечеров», можно заметить, что определение жанра своих сочинений не находится в фокусе внимания композиторов. В некоторых случаях их может подсказать название – а может и еще сильнее запутать. Раз первична именно концепция, может, нет смысла затевать разговор о жанровой составляющей проекта? Но тут возникает глобальная тема, которая стала одной из ведущих для фестиваля, – связь с духовной музыкой. Ее переосмысление.

Почти в каждый из пяти вечеров можно было услышать музыку, так или иначе связанную с религиозной тематикой. Наиболее яркие примеры – хоровые сочинения. Первая часть триптиха Артема Ананьева из музыки к спектаклю «Аллегории» – «Добродетели» – это мадригал на текст поэмы «Триумфы» Франческо Петрарки. В двух «Стихирах» – святому Александру Невскому и преподобному Димитрию Прилуцкому – из симфонии-кантаты «Монастыри Русского Севера» Евгения Петрова используются подлинные знаменные распевы родом из XII–XVII веков. «Плотию уснув» Алексея Лёвина – песнопение, прославляющее Христа в предрассветный час, созданное к празднику Пасхи. Духовное и светское начала переплелись уже давно, а сейчас продолжают раскрываться в глубоко личных партитурах, созданных средствами церковных жанров. «Отче наш» Софии Микаелян – всем известная «молитва множества голосов», «Вечность» диакона Романа Галиева на основе стихотворения протоиерея Артемия Владимирова – воссоздание момента соприкосновения с божественным. Среди примеров камерной музыки – «Свет дня Святой Троицы» Ольги Раевой из серии сочинений к церковным праздникам (написанный, к слову, с отсылкой к баховскому мотиву креста), «Заповедь» Дениса Курбанова как омузыкаленные наставления Христа «Не убий» и «Возлюби» и «Молитва о мире» Эдуарда Кипрского. Наконец, песнопения и их стилизация помещаются в контекст электронного звучания. В завершение четвертого вечера прозвучал «Свете тихий» для голоса и live-электроники Дмитрия Мазурова – одновременно пьеса и полуимпровизационный электронный сет, который можно слушать, а еще можно танцевать.

Камерный хор Московской консерватории и Александр Соловьёв

Глава V: смыслы

Так о чем были «Пять вечеров»? Что вложили в свою музыку современные композиторы? Если вчитаться в тексты, вслушаться в звуки, можно увидеть мир глазами авторов, окружающий и внутренний. Они запечатлели в музыке то, что увидели: набережную реки Сайгатки в «Городе Хата-с-Краю. Набережная» Сергея Шестакова, сюрреалистичную экранизацию «Алисы» Льюиса Кэрролла, горные пейзажи Николая Рериха или надпись Just Shine a Little на асфальте. Создавали музыкальные версии стихов Хильды Дрезен (Estus Sensence Анны Поспеловой), Федерико Гарсиа Лорки («Сюита зеркал» Анны Кузьминой), Александра Введенского («скажи мне я кто я из нас?» Олега Гудачёва), Сары Тисдейл (Триптих на стихи Сары Тисдейл Лидии-Марии Кошевой), рассказа Юрия Мамлеева («Пальба» Владимира Раннева), отрывков из «Двух капитанов» Вениамина Каверина («Шесть слов» Алины Мухаметрахимовой).

Одни композиторы фантазировали и развлекались. Владимир Горлинский веселил музыкантов и слушателей звучанием «Веселящего газа», Вячеслав Зуев сочинял игривую «Сказочку № 2», Анна Поспелова притворялась вымышленным композитором Анникой Берг.

Другие занимались делами посерьезнее. Наталья Прокопенко и Ян Круль исследовали феномен музыкального времени. Григорий Зайцев оживлял ритуалы «Авгурий» древних греков и римлян. Композиторы обращались к философским трудам Петера Слотердайка («Пузыри» Евгении Бриль), дзен-буддистским притчам, идеям Сэмюэла Беккета, христианства и стремились осмыслить их, создать музыкальное воплощение. Многие произведения были нацелены на поиск внутренних ориентиров в наше непростое время.

Фестиваль «Пять вечеров» собрал в себе наблюдения и чаяния, отдушины и поиски современных композиторов – и предложил их нам, слушателям. Неслучайно темой финального, пятого, вечера стала именно тихая музыка, с ее рефлексией и вопросами, обращенными вовнутрь. И последнее сочинение, прозвучавшее на фестивале, – Lamento Владимира Мартынова – воспринималось не как посвящение ушедшему композитору Хенрику Гурецкому, а, скорее, как один и тот же невысказанный, не складывающийся в словоформы вопрос к самому себе. Вопрос, который уносишь с собой и продолжаешь слышать.

Арина Зверева

Эпилог: шестой вечер

Пожалуй, на пятый год существования камерного фестиваля «Пять вечеров» проект дорос до желания перестать быть камерным. Сейчас, когда «Вечера» расположились уже на пяти площадках Москвы и отправились в другие города – Барнаул, Нижний Новгород, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск и Чебоксары, – фестивалю можно замахнуться и на исполнение масштабных симфонических сочинений.

Остается лишь напомнить, что записи трансляций всех пяти вечеров доступны в социальных сетях Союза композиторов России. Там же можно найти и плейлист с другими сочинениями композиторов фестиваля «Пять вечеров–2023». И ждать следующего раза.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой