Пространство тревожности События

Пространство тревожности

Федор Леднёв представил три премьеры в Зале Чайковского

Одно из достижений Московской филармонии последних лет – абонементы современной музыки в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Регулярные концерты с актуальными программами не менее важная инициатива, чем даже сам фестиваль. «Другое пространство. Continuo» продолжает держать марку, несмотря на то, что с покупкой нот, коммуникацией с зарубежными коллегами и подбором солистов сейчас наблюдаются явные сложности. Многие из этих произведений исполняются впервые в России или в Москве, что тоже становится поводом для посещения концертов. Но главное – умение создателей абонемента сочетать в одной программе совсем разные композиторские эстетики.

В этом концерте встретились три абсолютно непохожих автора: классик послевоенной итальянской музыки Лучано Берио, минималист, создатель опер-байопиков Джон Адамс и русско-немецкий композитор Валерий Воронов. Разные во всем, они тем не менее говорили через свои сочинения об одних вещах. В их пьесах остро ощущалась тревога – чувство, внезапно накатывающее, разъедающее и вновь исчезающее в глубинах подсознания. Дирижер концерта Федор Леднёв чутко следовал композиторским указаниям, а надежный Госоркестр имени Светланова, хоть и не всегда звучал идеально, но в пиковых точках всех трех партитур достигал сильнейшего накала.

Открывала концерт российская премьера «Мрамора» Валерия Воронова. Время в пьесе текло с нечеловечески медленной скоростью, оно буквально обращалось в холодный камень. Это пьеса-триллер, где за внешне спокойной фактурой скрывалась бездна переживаний. В начале мистически звучащий материал завораживал своим мерцанием, как мираж в расплавляющемся от жара воздухе, но видение исчезло, образовался оркестровый буран. Переход от мнимого покоя к настоящей тревоге удался оркестру на славу, и вторая половина произведения прошла с кинематографичным драматизмом. Пьеса обрубилась резкими ударами, почти как в «Болеро» Равеля, да и другое решение здесь сложно было представить: выйти плавно из этого мрачного состояния просто невозможно.

 

Концерт для двух фортепиано Лучано Берио (тоже российская премьера) в этом отделении создавал большой контраст. Если у Воронова звучание было скорее статичным, то здесь такое казалось невозможным. Берио – воплощение непрерывного движения. Именно поэтому начало сочинения – с развернутыми соло пианистов Юрия Фаворина и Николая Мажары – звучало меланхолично лишь в первую минуту, дальше в него вторглись резкие аккордовые вспышки. В это стихийное повествование органично включился и оркестр: отдельные звучности, бегущие от инструмента к инструменту, как новостная строка на фасаде ТАСС, стали логичным продолжением музыкального материала фортепиано. В Концерте, как и во многих своих сочинениях, Берио многозвучен и интенсивен, кажется, что у него нет времени на паузы или остановки. Отдельная сильная сторона в этом исполнении – Юрий Фаворин, находивший в рояле бесконечное множество оттенков и штрихов.

Второе отделение было отдано масштабному сочинению Джона Адамса – «Учению о гармонии». В нем композитор тревожился за исчезновение из музыкальной практики тональной системы и отсылал слушателей к теоретической работе Арнольда Шёнберга, ставшего в начале прошлого века одним из авторов сериальной техники. Адамс работает с характерным для себя драматургическим приемом – постоянных нагнетаний. Здесь, несмотря на повторы, тоже нет статики, композитор накапливает и сбрасывает энергию, и кульминации у Госоркестра получались мощно. Другой вопрос – насколько этот прием оправдан. В его опере «Доктор Атом», которую тоже впервые в России в прошлом сезоне исполнил Федор Леднёв, постоянное напряжение было связано с сюжетом, в центре которого оказались страдания изобретателя атомного оружия и эпизод с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Там это выглядело очень убедительно драматургически, в «Учении» же проблема не так катастрофична, как ее стремился представить Адамс. Возможно, это сочинение стоит воспринимать отрешенно, как чистую музыку, и тогда откроется другое пространство, интуитивно близкое самым разным слушателям.

 

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой