Блеск и правота Великой Певицы События

Блеск и правота Великой Певицы

«Юлий Цезарь в Египте» Генделя с Чечилией Бартоли

Увидеть еще раз Чечилию Бартоли – всегда огромное счастье. В последнее время примадонна стала петь «другим голосом», не тем, магическим и всепроникающим, «орфеевским», а более обыкновенным. Но она все равно не перестала сверкать, как настоящая великая певица. Помню, как в Зальцбурге, в антракте «Ариоданта», я ходил безутешный: я впервые услышал новую, «другую» Бартоли. Но потом, во второй части, утешился: она так спела обе главные арии, Scherza infida и Dopo notte, что мои вопросы к ее голосу отпали. Спела их так, как никто до нее никогда не пел, со всей убежденностью и оснащенностью Дивы.

Сейчас Бартоли путешествует по Европе с концертным исполнением «Юлия Цезаря в Египте» Генделя, с оркестром Les Musiciens du Prince и дирижером Джанлукой Капуано. Я попал на концерт в зале Bozar в Брюсселе.

Ансамбль складный. В титульной роли Карло Вистоли, который пошел нарасхват по всему миру. Я слышал певца в начале его карьеры в Венеции, в Театре Малибран, в «Неистовом Роланде» Вивальди, и он сразу привлек внимание. Театрально броский – высокий и привлекательный, вокально аттрактивный – голос плотный, тембрально богатый, с сияющими верхними нотами. Сейчас певец «распелся», ходит гоголем, поет не тушуясь, что в роли Цезаря очень кстати. Но как раз в верху диапазона его пышный голос немного блекнет, тускнеет, что снижает общее величие.

Рядом с ним Макс Эмануэль Ценчич не теряет значительности – партия египетского властителя позволяет ему выносить на обозрение свою самоуверенность и бахвальство. В лирических партиях это оказывалось не сильно кстати, а вот в роли гнусного Птолемея более чем адекватно. В тот вечер голос сербского контратенора звучал, как в лучшие времена.

Щегольнул образной точностью и Кангмин Джастин Ким, корейско-американский фальцетист, у которого симпатичный мальчиковый тембр, позволяющий ему превратить Секста в трогательного подростка, еще совсем неопытного и наивного. Рядом с ним Сара Мингардо, всегда попадающая в точку, представала по-настоящему заботливой матерью, ее мясистое меццо-сопрано трогало внутренней скорбностью. Бас Хосе Кока Лоса играл Акиллу упрямого и настырного, голос его четко и звонко выводил свою образную линию. (В этой версии оперы партии Нирено и Курио сокращены.)

Как бы ни хороши были все солисты оптом и в розницу, главными в этот вечер были Клеопатра и дирижер.

Потому что Чечилия Бартоли брала не лицедейской бравадой (она и костюмы меняла, и внутренние облики), не вокальным совершенством (все сложнейшие «штучки» в партии, написанной для виртуозки Франчески Куццони, были ей как детские игрушки), не примадоннской уверенностью в себе. Бартоли брала погружением в роль до беспамятства. Она, конечно, тянула одеяло на себя, не прося на это разрешения. (Все певцы с ней без спора соглашались.) Появившись, она заставила зал охнуть при первых же звуках, потому что в них заключалась правда жизни. Я понимаю, что это высказывание может вызвать ухмылку, но ничего другого я сказать не могу. А уж когда она дошла до двух душещипательных арий – Se pietà di me non senti и Piangerò la sorte mia, – то вынула из зала все сострадание, на которое только способны люди. Мы просто не знали, куда деться от ужаса, соображали, как можно помочь этой несчастной женщине. От мыслей о царице Египта не осталось и следа. Именно в этом и состояло искусство великой певицы в этот вечер: превратить Клеопатру в сосуд всеобщего умиротворения.

Рядом с Бартоли стоял дирижер Джанлука Капуано. Потому что он делал «новую музыку». Он уже перевернул восприятие московских меломанов, когда устроил из партитуры «Ариоданта» нечто невообразимое, насытив фактуру гремящими перкуссиями и истончая ритмические структуры до миллиметровых градаций. Здесь происходило то же самое. Хотя, к слову сказать, никаких дополнительных инструментов в оркестр он в этом случае не вводил. Но общий саунд и содержательные ударения существенно обновились. Мы все помним звучания в записи и с Рене Якобсом, и с Марком Минковским. И хорошо усвоили, что думает по этому поводу великий Уильям Кристи. Но здесь сама электрическая природа музыки изменена, в ней биение сегодняшних несообразностей и ужасностей проявляется ярче и богаче, честнее и упрямее. Гендель становится резко актуальным композитором.

Потому и Клеопатра Чечилии Бартоли вовсе не похожа на киношную царицу Элизабет Тейлор, она скорее сродни героине Жанны Моро из фильма «Вива, Мария!». В ней трагическая суть запрятана очень глубоко, усмешки в адрес роли проступают нервным контекстом, а на публику действует прежде всего невокальная искренность (вокал ведь часто помогает скрыть самое важное), честность в восприятии жизни, прямота высказывания. Раньше Бартоли взаимодействовала с публикой фактически на уровне эротики, теперь она действует на нас предельной жизненной правдивостью.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой