Единство и борьба События

Единство и борьба

Камерная опера Владимира Раннева «Сережа очень тупой» в «Театре-Театре» соединила быт, музыку и эсхатологические чаяния

В январе 2021 года в петербургской Marina Gisich Gallery композитор Владимир Раннев и художник Марина Алексеева представили сразу две мультимедийные инсталляции: «Можем повторить» и «Все включено». Первая — о насилии, проникающем в частную жизнь из публичной. Вторая — о том, как зло просачивается в большой мир из маленького.

«Можем повторить» оказалась прогнозом на ближайшее будущее, но напоминала о недавнем прошлом — опере «Проза» в Электротеатре, которую в 2017-м Раннев и Алексеева тоже создали вместе. «Проза» была пространством сражения — завораживающая красота партитуры в исполнении ансамбля N’Caged против омерзительной бытовой фантасмагории на полупрозрачном экране. Слух против зрения, Чехов против Мамлеева, скучающий ребенок против тоскующего взрослого. В «Можем повторить» звук и видео — в полном согласии коллапсирующего взрослого мира, на одну, заглавную тему. Быт — это вой­на.

«Все включено» — зародыш пермской премьеры. Сам Раннев говорил: «Плоть инсталляции образует техника, визуально создающая впечатление безумной техногенной суеты, “бесноватого быта”, а аудиально — экстатической “симфонии уюта”, наполненной звуками устройств, этот уют производящих. Перед нами воинство, потрепанное в боях с потребительской алчностью». Гул фена, рокот вентилятора, шорох беговой дорожки, потрескивание газа на плите, звон микроволновки, далекий звук голоса; вспышки ламп, мерцание электрических часов, беготня букв по электронному табло — воинство уюта атаковало слушателей и зрителей по всем фронтам. Вой­на — это быт.

Жанр пермской премьеры определен как «камерная опера для пяти голосов и оркестра бытовой техники». Голоса — Сережа (Никита Курицын), его жена Маша (Дарья Копылова) и трое курьеров (Владимир Котляревский, Юлия Никитина и Степан Сопко) — принадлежат артистам-сверхмарионеткам «Театра-­Театра», но все-таки немузыкантам. Одолеть партитуру артистам помогли педагог по вокалу Арина Зверева, знаток и мастер современной академической музыки, и музыкальный руководитель Владимир Никитенков, уже осуществивший в «Театре-­Театре» сложнейшую премьеру — оперу для драматических артистов «Антигона» Ольги Шайдуллиной. Работа труппы ТТ в «Сереже» действительно поражает и точностью, и естественностью. Кажется, что музыка не регулирует драматическую интонацию, а буквально становится ею, вплетается в бытовую реальность. Поэтому и звучат солисты — при всех жутковатых красотах ранневской партитуры — как положено человеческому голосу: не утонченно, не оторванно от земли. Да и как тут оторваться, когда заглавный герой, Сережа, буквально опутан проводами и сидит за компьютером в окружении всех мыслимых бытовых устройств, от унитаза до сканера.

Юлия Никитина, Степан Сопко, Владимир Котляревский — курьеры

Как известно, курьерская доставка — друг человека (и вот уже никто никуда не идет), голосовой помощник — вдвой­не. Комфорт в опере Раннева — те самые «двое из ларца», которые и есть за героя будут. Бытовое удобство отнимает у людей все, даже речь. Так в спектакле появляются еще три голоса, специально для прозаической речи: курьеры, когда не поют, разговаривают голосами синтезированными. Синтезаторы речи временами допускают ошибки и фонетические, и интонационные. Намеренные или нет — нельзя быть уверенным, как нельзя быть уверенным и в том, предупреждает оркестр техники об опасности или возбуждается от близости зла. Разобрать речь Сережи тоже невозможно: он бормочет себе под нос, а его слова появляются на полупрозрачном экране фирменного андреевского лайф-бокса.

Там же появляются и фантасмагорические курьеры, то антропоморфные, то превращающиеся во всевозможные элементы мироздания, то чересчур знакомые, то мучительно неузнаваемые. В пьесе Данилова курьеры из Службы доставки проходят в Сережину квартиру. В спектакле на телемониторах появляются кадры с тремя бегущими имперскими штурмовиками из «Звездных вой­н», но курьеры остаются за пределами хозбытмира, в основном на возвышении за Сережиной спиной, хотя иной раз выходят к кулисе, в частности посмотреть телевизор. Полупрозрачный экран, отделяющий их бóльшую часть времени, обозначает, видимо, и степень их иномирности.

Любители помочь клиенту, курьеры поют Сереже «Песню о старом ноже» на слова Дениса Третьякова. Оригинал в исполнении группы «Братья Тузловы» похож на агрессивный казачий мужской распев. Эта история о последовательном уничтожении всего мира и себя звучит не то как куражистая страшилка, не то как модная нынче постпостметамета­ирония. «Это донская», — объясняют курьеры в пьесе. Раннев сохраняет общий «казачий мелос» и пишет протяжный плач, который равно подходит и для пьяного пира, и для тихих похорон.

«Сережа очень тупой» прикидывается оперой «не на либретто»: одноименная пьеса Дмитрия Данилова использована с минимальными сокращениями и изменениями. Главное из них — в финале.

Даниловская Маша — персонаж амбивалентный и мудрый. Она может и с курьерами поладить, и Сережу спасти, велев выбросить загадочную посылку подальше от дома. Пьеса заканчивается не то хеппи-­эндом, не то отложенной трагедией: Сережа возвращается, и вдвоем с Машей они сидят на кухне и постепенно тонут в привычном тепленьком быту.

В опере Раннева быт — цепкий, хваткий. Он не отпускает персонажей с самого начала, и Маша, хоть и приходит из загадочного «снаружи», никаких шансов на победу над ним не имеет. Когда Сережа уходит выбрасывать посылку, Маша садится в его рабочее кресло, обнимает ноутбук и поет: «Затупился нож мой…» Оркестр бытовой техники затихает, свет гаснет. Остается только смерть.

Музыка Владимира Раннева обладает свой­ством невозможной свободы. Тщательно выверенная, точно сделанная, аккуратно соотнесенная с реальностью, она ярче всего разгорается в ситуации противостояния. Опера как синтетический жанр подходит ей как нельзя лучше, потому что в опере, сколь бы скоординирована она ни была по идее, всегда есть лебедь, рак, щука, конь, трепетная лань и еще дюжина непредсказуемых элементов. Все предопределено, но свобода дана; все предопределено таким образом, чтобы за свободу хотелось бороться.

Но можно сказать и иначе. Владимир Раннев в соавторах не нуждается. Его музыка обладает теми характеристиками, за которые обычно ненавидят тоталитарную власть: она одновременно все себе подчиняет и всюду проникает, управляет и инфильтрирует. Неудивительно, что Раннев сам пишет себе либретто и сам ставит спектакли — музыка как будто бы предопределяет все обстоятельства своего осуществления, остается только хорошо их воплотить. И покориться неизбежному, разумеется.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой