В год 150-летия Сергея Рахманинова Министерство культуры и АНО «Новый век» при содействии Росконцерта запустили большой проект, охвативший 26 городов от Пскова до Южно-Сахалинска, – серию концертов и мастер-классов ведущих российских исполнителей. Большую часть из них составили лауреаты конкурсов – прошлогоднего Рахманинова и недавнего Чайковского, восходящие звезды, за развитием которых сегодня интересно наблюдать. Марафон «Мой Рахманинов» дал возможность региональной публике, наконец, вживую услышать тех, кто удивлял и восхищал на протяжении всех трех туров на столичных и питерских сценах. Цифры проекта говорят сами за себя: в концертных программах приняли участие десять музыкальных коллективов страны; восемнадцать солистов и дирижеров представили 26 концертов общей протяженностью звучания музыки 65 часов.
Финальной точкой марафона стал большой новогодний концерт в Московской филармонии, чья сцена специально для этого события преобразилась до неузнаваемости. Синее освещение пространства, экраны, на которых кружились снежинки, веточки искусственной ели и игрушки рядом с дирижерским пультом – все эти атрибуты создавали атмосферу долгожданного праздника. И куда же в Новый год без любимых артистов? Лауреаты конкурсов Рахманинова и Чайковского выходили друг за другом, словно следуя традиции новогоднего парада звезд, который скреплял бодрый конферанс ведущего Юлиана Макарова. Весь вечер на сцене был Российский национальный оркестр под управлением Клемана Нонсьё – еще одного французского музыканта, завоевавшего, вслед за Люкой Дебаргом, признание российской публики. И не только: имя дирижера сегодня почти не сходит с афиш столичных концертов, а его интерпретации вызывают огромный интерес. В Московской филармонии Нонсьё, обладатель второй премии Конкурса Рахманинова, уверенно управлял своим коллективом, который открыл первое и второе отделения вечера «снежной музыкой» – «Зимней дорогой» и «Вальсом» из сюиты «Метель» Свиридова.
На концерте, как можно было догадаться, звучали сочинения Чайковского и Рахманинова, но и не только: компанию им составили Римский-Корсаков и Глиэр – вторую часть его Концерта для голоса с оркестром в переложении для гобоя с вдохновением представил Федор Освер (вторая премия Конкурса Чайковского среди деревянных духовых). Самый молодой участник этого же состязания, победитель в номинации «Медные духовые инструменты» Семен Саломатников, в очередной раз доказал, что, несмотря на юный возраст (шестнадцать лет), играет на уровне опытных концертирующих артистов: это ощущалось в каждом виртуозном пассаже «Полета шмеля» в переложении для трубы. Еще одна победительница Конкурса Чайковского – скрипачка Ким Ке Хи из Южной Кореи – продемонстрировала блестящую технику, глубокий певучий звук в Концерте для скрипки с оркестром Чайковского (2 и 3 части).
Услышала публика также и популярные арии, традиционно украшающие любую новогоднюю программу. Обладатель второй премии Конкурса Чайковского баритон Максим Лисиин с присущим ему благородством и артистизмом спел арию князя Елецкого из «Пиковой дамы» и арию Роберта из «Иоланты», а обладательница Гран-при конкурса сопрано Зинаида Царенко – арию Ольги из «Евгения Онегина» и песню Леля из «Снегурочки», как всегда, проникновенно и чувственно. Виолончелист Иван Сендецкий объединил Чайковского и Рахманинова в лирический дуэт, исполнив сначала соло из балета «Спящая красавица», а затем – переложение рахманиновского «Вокализа»: виолончель в руках лауреата IV премии Конкурса Чайковского буквально переливалась всеми красками. А завершили марафон, пожалуй, главные хедлайнеры конкурсов, битва которых неизменно привлекает больше всего внимания, – пианисты. Обаятельный Джордж Харлионо, взявший на Конкурсе Чайковского серебряную медаль, исполнил, конечно же, первую часть Первого фортепианного концерта, а победитель Конкурса Рахманинова Иван Бессонов – «Рапсодию на тему Паганини». Оба сочинения, завершившие каждое отделение вечера, стали приятным подарком меломанам и всем, кто следил за судьбой участников на этих соревнованиях.