Баритоны –  вперед! События

Баритоны – вперед!

В Ярославле на Первом конкурсе вокалистов имени Л. В. Собинова обнаружился дефицит меццо и басов

Участие в конкурсе приняли 115 российских и зарубежных певцов – профессиональные вокалисты от 18 до 35 лет из 15 стран мира, в числе которых Армения, Белоруссия, Болгария, Германия, Израиль, Китай, Монголия, Нидерланды, США, Южная Корея. Россию представляли исполнители из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Новосибирска, Екатеринбурга, Симферополя, Краснодара, четыре конкурсанта из Ярославля и один из Рыбинска

В Ярославле чтят своего прославленного земляка. Напротив филармонии установлен памятник «золотому тенору», его имя носит Детская школа искусств, узнать о его жизни можно, посетив Дом-музей Л. В. Собинова. Так что Международный конкурс вокалистов стал естественным продолжением мемориальной линии. Правда, возник он по инициативе извне, благодаря энтузиазму и увлеченности руководительницы Академии молодых певцов Мариинского театра Ларисы Гергиевой, возглавившей жюри. «Сейчас молодые певцы переезжают с конкурса на конкурс и даже не очень ясно представляют, имени кого состязание, чем знаменит артист, – рассказывает Лариса Абисаловна. Меня переспрашивали здесь о Собинове! Поэтому миссия людей моего поколения – сделать все, чтобы такие мероприятия проводились в память о великих артистах прошлого. Я мечтаю сделать конкурсы имени Георгия Бакланова, Николая Фигнера. Они ведь нас видят там, в параллельном мире. Я убеждена в этом».

Прослушивания проходили в сжатом графике: три тура в четыре дня. «Программа конкурса – на выносливость, так как петь приходится почти каждый день: прослушивания чередуются с репетициями – c концертмейстерами, а перед финалом – с оркестром Ярославской филармонии, которому пришлось искать с участниками “общий язык”, учиться подстраиваться под певцов. Поскольку конкурсантов оказалось гораздо больше, чем мы предполагали, 115 человек, то пришлось немного сократить программу, сняв, к примеру, на втором туре народную песню и современное произведение. Все соревновались в классическом репертуаре, – отметила Л. Гергиева. – На конкурсе имени Собинова лидирующую позицию с первого тура заняли баритоны. Два обладателя замечательных голосов из Монголии – Энхбат Тувшинжаргал, представитель Петербургской вокальной школы, и Бадрал Чулуунбаатар, учившийся в Москве. Достаточно большая группа теноров: ребята съехались отовсюду – из Донецка, из Беларуси, из Армении, и, конечно, из Москвы и Петербурга. Есть яркие персоналии, но некоторым не хватает огранки, полировки своего голосового аппарата. Из общих сегодняшних проблем российского вокала – дефицит меццо-сопрано и басов. Я давно бью тревогу, потому что реальных басов почти нет, в основном встречается бас-баритон, а меццо – все больше сопрано без верхов, нет контральто на партии Ульрики в “Бале-маскараде”, Вани в “Жизни за царя”».

Все желающие могли наблюдать за ходом событий благодаря прямым видеотрансляциям на сайте Ярославской филармонии – так стираются географические границы. У женщин с самого начала заявила о себе солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Антонина Весенина – опытный конкурсный боец, обладательница бриллиантового колоратурного сопрано, востребованная и в России, и в Европе (среди прочего пела Шемаханскую царицу в «Золотом петушке» в постановке Дмитрия Бертмана в Дюссельдорфе). Весенина в итоге и завоевала Гран-при и приз в 300 тысяч рублей. А первое место поделили ее коллега по Мариинке Анжелика Минасова и студент РАМ имени Гнесиных Бадрал Чулуунбаатар. Ну, а все лауреаты приглашены осенью на гала-концерт в Мариинский театр.

Параллельно с прослушиваниями члены жюри давали мастер-классы. Эльдар Гецадзе, профессор Тбилисской консерватории; Анатолий Лошак, солист МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, профессор Московской консерватории; Бойко Цветанов, солист Софийской оперы; Вера Добролюбова, заслуженная артистка Автономной Республики Крым. А накануне финала состоялась конференция, где жюри и гости конкурса обсуждали феномен Леонида Собинова, вспоминали его современников, традиции Императорских театров. Встреча происходила в Доме-музее Леонида Собинова, где бережно сохранена вся обстановка, представлены сценические костюмы и даже безделушки, вплоть до пудреницы, еще хранящей аромат своего хозяина.

«Я надеюсь, что сейчас в мир пойдут лауреаты с именем Собинова, надеюсь, что конкурс будет жить, что его будут поддерживать, развивать, – подводит итог Л. Гергиева. – Всем нам памятна история конкурса вокалистов имени Глинки. Он “гремел” на всю страну, а с уходом из жизни Ирины Константиновны Архиповой совершенно увял. Хочется, чтобы у собиновского состязания судьба сложилась счастливо. Когда конкурс носит такое громкое имя, как Собинов или Шаляпин, то его проводить надо с размахом, чтобы соответствовать масштабу личности».