Елизавета Гершунская, музыковед, автор телеграм-канала Unanswered question |
9 ЯНВАРЯ
НАСТАСЬЯ ХРУЩЁВА
МАЛЫЙ ЗАЛ МКЗ «ЗАРЯДЬЕ»
Редкая возможность посетить сольный концерт композитора и пианистки Настасьи Хрущёвой в Москве. Последний ее монографический концерт прошел в «Зарядье» в октябре 2020 года. В программе нынешнего выступления заявлены «Русские тупики» — это бестселлер Настасьи Алексеевны для фортепиано соло, который от одного исполнения к другому понемногу меняется. Одна из версий в исполнении автора записана на «Мелодии». В них композитор обращается к очень узнаваемым на слух музыкальным оборотам, элементам синтаксиса, ритма, которые составляют «русскую музыку»: здесь промелькнет Чайковский, здесь — Мусоргский, а здесь — Римский-Корсаков. При этом многократные повторения этих лоскутков «русской» музыки схожи, по признанию автора, с нескончаемым лабиринтом любования и рассматривания чего-то очень дорогого сердцу. Концерт обещает полное погружение в эстетику русской меланхолии и метамодерна, который Настасья называет «тихой революцией уязвимости, революцией новой прямоты».
22 ЯНВАРЯ — 9 ФЕВРАЛЯ
III МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БИОМЕХАНИКА»
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ, АРТ-ПРОСТРАНСТВО «АРТЕМЬЕВ»
Третий выпуск ежегодного крупного события Центра электроакустической музыки Московской консерватории. На момент публикации окончательный список мероприятий еще не обнародован, но уже известно, что состоятся четыре концерта в Рахманиновском зале, а в дополнение к ним в новом арт-пространстве «Артемьев» будет представлена особая программа — концерты-презентации ведущих зарубежных композиторов, встречи с исполнителями и выставка мультимедийных объектов. По уже сложившейся традиции фестиваля его программа почти полностью состоит из мировых и российских премьер, а Рахманиновский зал консерватории преображается благодаря сочетанию разных медиа в произведениях: света, видео и электроники.
26, 27 ЯНВАРЯ
«МАКС БЛЭК, ИЛИ62 СПОСОБА ПОДПЕРЕТЬ ГОЛОВУ РУКОЙ»
ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ
Творчество немецкого композитора и режиссера Хайнера Гёббельса почти не представлено в ландшафте российской культурной жизни. Близкие театру и современному искусству люди хорошо знают его труд «Эстетика отсутствия», появившийся на русском языке в 2015 году. В том же году по приглашению Электротеатра Хайнер Гёббельс поставил новую версию «Макса Блэка». С тех пор один-два раза в год театр дает несколько показов спектакля.
«Макс Блэк» — это уникальная театральная постановка с участием одного актера на сцене и множеством действующих лиц в виде предметов, звуков и даже запахов. На сцене, за столом ученого, звучит буквально все и становится таким же значимым элементом общей звуковой партитуры, как и привычное нам звуковое оформление спектакля. Хайнер Гёббельс говорит о спектакле так: «Макс Блэк есть музыкальная композиция, состоящая не только из музыки, а из всего того, что я понимаю под “композицией”: Макс Блэк — это партитура для объектов, движений, задач, экспериментов и звуков».
Ксения Ламшина, руководитель «Радио Культура», автор телеграм-канала «Культурные люди» |
12 ЯНВАРЯ
«РОЖДЕСТВО»
АНСАМБЛЬ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ «СИРИН»
МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ, КАМЕРНЫЙ ЗАЛ
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» был создан в 1989 году Андреем Котовым и группой молодых профессиональных музыкантов с целью возрождения древних православных певческих традиций. Самое главное, что это аутентичное пение русской средневековой музыки и народных песен. Но, возможно, для слушателя важным будет особая душевность, камерность и близость исполнения. В данном концерте прозвучит древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков, а это именно то, что нужно нам всем в Рождество.
19, 21 И 23 ЯНВАРЯ
«ВОЙНА И МИР. НАТАША И АНДРЕЙ»
«НОВАЯ ОПЕРА»
Московский театр «Новая Опера», Молодежная оперная программа Большого театра и Мастерская Брусникина представляют первый совместный творческий проект — оперу «Война и мир. Наташа и Андрей» по произведению Прокофьева в версии semi-stage.
Мечты о совместном проекте «Новой Оперы» и Большого театра были и у Антона Гетьмана, и у Владимира Урина давно. И вот наконец получается реализовать. Этот проект, с одной стороны, обещает любопытную постановку молодого режиссера Алексея Мартынова, выпускника Школы-студии МХАТ (курс Дмитрия Брусникина, 2015), с другой — это, наконец, возможность для Молодежной оперной программы сделать видимыми исполнителей, которые находятся только в начале своей карьеры, а при успехе — мгновенно перевести их в звезд оперной сцены.
В этой версии «Войны и мира» сюжетная линия сфокусирована на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского, что отнюдь не означает, что будет только мир, ведь осознание чистой любви, смысла жизни приходит к героям именно на фоне войны. Жанр semi-stage предполагает лаконичное художественное решение без масштабных декораций, обещают видеопроекцию в сочетании с мизансценами и хореографическими эпизодами.
Музыкальный руководитель и дирижер — Тимур Зангиев, режиссер-постановщик — Алексей Мартынов, художник-постановщик — Сергей Рябов, художник по костюмам, видеохудожник — Вера Ахмеджанова, художник по свету — Татьяна Мишина, хореограф-постановщик — Александр Шуйский.
Опера «Война и мир. Наташа и Андрей» станет открывающим и центральным событием «Крещенского фестиваля».
27 ЯНВАРЯ
Île Thélème Ensemble
И ЭЛЕНИ-ЛИДИЯ СТАМЕЛЛУ
ПРОСТРАНСТВО Île Thélème
Элени-Лидия Стамеллу — солистка хора musicAeterna (сопрано), с 2012 года работает с Теодором Курентзисом, что, как мы понимаем, знак качества. Île Thélème Ensemble — ансамбль, который появился относительно недавно, но который вы можете встретить в Суздале, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Переделкино. Но всегда лучше приходить к ним на концерты в их родное камерное пространство на улицу Правды — такой близости к музыке, буквально погружения в нее, вы вряд ли где-то еще получите.
28 ЯНВАРЯ
«НИЦШЕ ГОВОРИТ». ТРИ ВЕКА НЕМЕЦКОЙ МУЗЫКИ — ОТ БАХА ДО ВАЙЛЯ
«ГЭС-2»
Этот концерт откроет обширную музыкальную программу «ГЭС-2» «Что современно?», которая будет охватывать музыку пяти столетий — от XVI до XXI века, от Возрождения до современности. «Что современно?» каждому даст понять, насколько важен контекст написания музыки, и насколько все близко с тем, что окружает нас сегодня. В программе будет много премьер для российской аудитории. Но начнется все концертом «Ницше говорит», где прозвучит сочинение голландского классика музыки рубежа ХХ–XXI веков Луи Андриссена «Ницше говорит» (первое исполнение в России). На сцене — Московский ансамбль современной музыки, за дирижерским пультом — Федор Леднёв.
В декабре 1877 года Чайковский закончил Четвертую симфонию. Это сочинение подвело итог исканиям композитора в области симфонической музыки в московский период и ознаменовало собой новый этап его творчества. Четвертая симфония впервые в русской инструментальной музыке предстает как психологическая драма, отражающая столкновение двух начал – желаний человека и его фатума, встающего на пути к достижению земного счастья.
8 декабря 1908 года в Карнеги-холле состоялась американская премьера Второй симфонии Густава Малера. Дирижировал автор. Дебютный же концерт Малера в этом зале прошел в конце ноября – под руководством венского маэстро Нью-Йоркский симфонический оркестр представил программу из сочинений Шумана, Бетховена, Сметаны и Вагнера.
30 декабря 1961 года в Таллине под управлением Романа Матсова прозвучала «Торжественная месса» Бетховена. Это было одно из первых исполнений «Мессы» после запрета религиозной музыки в СССР в середине 1930-х годов.
1 декабря 1981 года открылся первый фестиваль «Декабрьские вечера». Его инициаторами выступили пианист Святослав Рихтер и Ирина Антонова, на тот момент директор ГМИИ имени А.С.Пушкина. В концертных программах главное место было отведено русской музыке. Рихтер исполнял пьесы Чайковского и Рахманинова, а отдельный концерт посвятил творчеству Николая Метнера.