Цветущая молодость «Щелкунчика» События

Цветущая молодость «Щелкунчика»

В Концертном зале имени П.И.Чайковского наградили лауреатов Международного телевизионного конкурса юных музыкантов

Наш любимый «Щелкунчик» родился в 2000 году и по возрасту давно опередил своих подопечных – вступил в пору цветущей юности. Мешает ли это ему оставаться на одной волне с исполнителями от 10 до 14 лет, для которых и само понятие «телевидение» выглядит иначе, чем для первых лауреатов? Интернет, соцсети, телеграм-каналы – все это открытая платформа наших дней для смелой конкуренции талантов. В таких условиях по-прежнему телевизионный конкурс существует, успешен. Почему?

Важно, что организаторам удается сохранять международный статус конкурса. Среди 48 участников выступили таланты из Китая, Великобритании, Чили, Германии, Казахстана, Узбекистана. Конечно, большинство сильных музыкантов учатся в разных регионах России, представляя и свой город (иногда даже городок, поселок), и два музыкально-педагогических центра, Москву и Санкт-Петербург, точнее – специальные школы при обеих консерваториях и Гнесинку. Друзьями конкурса остаются члены жюри, поддерживающие реноме соревнования: Захар Брон, Максим Федотов, Кирилл Кравцов, Небойша Живкович, Максим Рубцов, Иван Столбов, Семен Скигин, Петр Лаул и Дмитрий Маслеев.

Подавляющее число струнников, приглашенных на первый тур, играют на скрипке, и всего двое из шестнадцати – виолончелисты. У духовиков лидируют деревянные духовые. И надо признать, что уровень исполнителей в разных номинациях был неровным. Реже блестящие выступления мы слышали у скрипачей. Но радость за дипломантку конкурса, обладательницу Специального приза от Дома скрипки Scroll Fine Instruments Стефанию Мохначеву из Казахстана и, конечно, за финалистов от этого ничуть не меньше.

Александр Колесников (10 лет) из Москвы исполнил финал Первого скрипичного концерта Макса Бруха. Это произведение с серьезными требованиями: двойными нотами, в том числе и в высоких позициях, с разнообразными штрихами. В общем, юный артист справился с трудностями. Только неустойчивая интонация и подчас поверхностное звукоизвлечение помешали сложиться безоговорочно убедительной игре, поэтому Александр завоевал третье место и «Бронзового Щелкунчика». Но все-таки отдельные наполненные ноты, особенно на «баске», и чувство темпа вместе с каким-то бесстрашием рождают надежды и перспективы.

Василиса Соколова (12 лет) из Казахстана исполнила финал Второго концерта Генрика Венявского. С первых же нот заиграла с напором и огнем (con fuoco, следуя ремарке композитора). Начало части хотелось бы услышать менее ровно, с ощущением импровизации. Хотя нельзя не сказать о музыкальности скрипачки, ее чувстве произведения. С серьезностью и проникновением она исполнила все лирические эпизоды, подчеркнула смену динамических оттенков. А уж как зазвучала тема в цыганском духе, на лице Василисы появилась задорная улыбка. Теперь она сможет поиграть для своего «Серебряного Щелкунчика», но выступление ее в финале можно назвать золотой серединой между природной одаренностью и вкладом педагога, слышимой профессиональной подготовкой.

Говоря об игре «Золотого Щелкунчика» Михаила Васильева (13 лет) из Санкт-Петербурга, необходимо выйти на более высокий уровень обсуждения и замечать не только устойчивую интонацию, приятный звук, но такие исполнительские категории, как фразировка, образность, нрав, национальный колорит музыки. Ключевой эпитет для игры Михаила – осознанность. Он замечательно чувствует и понимает, что в финале Концерта для виолончели с оркестром Эдуара Лало нужно не только петь. Нужно говорить, декламировать, произносить монологи. Известно, что композитор использовал здесь тему сарсуэлы – традиционного испанского музыкально-драматического жанра. Это победитель замечательно продемонстрировал в своем исполнении.

Очень хорошо показали себя лауреаты в номинации «Духовые и ударные инструменты».

Алиса Чередникова (14 лет) из Орла исполнила финал Второго концерта для кларнета Бернхарда Хенрика Крусселя. Произведение написано автором, знавшим толк в тонкостях игры на инструменте, поэтому здесь много подвижности, которая требует от исполнителя координации и ловкости во всем – в исполнении пассажей сольной партии, общении с оркестром. Но в этой приятной романтической музыке, как ни странно, не слишком много чисто музыкального разнообразия, выразительных тем, что и создает главную задачу для исполнителя. С ней Алиса справилась достойно и завоевала «Бронзового Щелкунчика».

 

«Серебряный Щелкунчик» – у Александра Бурова (13 лет) из Москвы. Оценивать его игру в рамках конкурса сложнее всего. Завораживающе-мягкие движения исполнителя, чарующий, как бы космический, но очень живой и теплый тембр маримбы, само произведение – первая часть Концерта современного композитора и перкуссиониста Эмануэля Сежурне напоминает музыку к фильмам о приключениях, путешествиях и, разумеется, о любви. Все вместе превратило выступление Александра в самодостаточное сценическое действо. Но если упомянуть об отдельных достоинствах, то это умение сыграть мелодию, соединить звуки ударного инструмента в звучащую линию, раскрыть тембры, характер прикосновения и динамические нюансы.

«Золотой Щелкунчик» подружился с Елизаветой Гамарис (11 лет) из Москвы. Она исполнила финал Концерта для кларнета с оркестром Юлиуса Рица. И мендельсоновское влияние, явно слышное в этой музыке, призывает артиста к соединению романтического духа и классической строгости, солнечности, открытости, тонкой передачи настроений. Победительница справилась с этой задачей великолепно. Удивительно ясный и ровный тембр кларнета, диалог регистров в драматургии образов, умение слышать внутренние связи музыки, ее развитие, идти от начала к концу и успешно распределять силы на протяжении всей части, естественность, чистое обаяние. И впереди – большое будущее.

Наконец, победители-пианисты произвели самое отрадное за последние годы впечатление. Репертуар в этой номинации таков, что слушатели знают каждую ноту, поэтому и требования всегда выше.

Владимир Рублев (12 лет) из Москвы технически оснащен настолько, что способен покорить (шутка ли!) финал Второго концерта Сергея Рахманинова. Самая привлекательная черта пианиста – сосредоточенность на деле и честность. Он не играет во взрослого виртуоза, но одновременно и чужд «вундеркиндству». Проникся пониманием важности побочной темы, ее развитием и «прорастанием» через всю часть. Уже сейчас Владимиру свойственна выносливость в том, как он справляется с насыщенной фактурой, оркестровым звучанием сольной партии. И если бы при этом юный музыкант, получивший бронзу, лучше держал темпы, старался играть не сам по себе, а с оркестром, это придало бы его игре уверенность и настоящий блеск.

 

Анна Каракина (12 лет) из Екатеринбурга изящно сыграла финал Концерта для клавира с оркестром № 14 Вольфганга Амадея Моцарта. В этой, на первый взгляд, простой музыке сложность лежит на поверхности. Музыка просвечена насквозь, поэтому, владея малой техникой, необходимо сделать отчетливым ритм, прояснить артикуляцию фраз, почувствовать перемены настроений, тонкие наплывы грусти. А возвращения темы рондо, оценив психологию формы, не сыграть однообразно. Детское не сделать слишком детским, но сыграть с достоинством и зрелым чувством. Вот сколько задач! И приближение к ним заслуженно принесло Анне «Серебряного Щелкунчика», а также Приз зрительских симпатий.

Также заслужен «Золотой Щелкунчик» Дени Кохановского (13 лет) из Москвы. В финале он сыграл первую часть Второго концерта Дмитрия Шостаковича. Концерт этот чрезвычайно отвечает духу конкурса. Он ученический – не в смысле примитивности, но адресован юношеству. Написанный для сына Дмитрия Дмитриевича Максима, концерт имеет свою специфику, к которой Дени чудесно сумел приспособиться. Вероятно, пианист знает еще и Первый концерт Шостаковича, и симфонии композитора, оттого передает стиль, извилистую мелодику сочинения, свободен в темпах, чутко взаимодействует с оркестром в ритмически острых местах. Но при этом, по своей артистической натуре, убирает ершистость, удаляется от поверхностных образов, чувствует скрытую приветливость этой музыки. Много достоинств у победителя: звонкий и чистый звук, непосредственность и осмысленность, интуитивная одаренность и разумный исполнительский подход.

Всем лауреатам помог Академический симфонический оркестр Московской филармонии, которым в этом году, по традиции конкурса, дирижировал один из членов жюри – кларнетист Иван Столбов. Как сложно аккомпанировать не слишком опытным солистам! Для этого нужен большой запас профессиональной устойчивости и гибкости. Оркестр филармонии под художественным руководством Юрия Симонова этим и отличается.

Но мы так и не ответили на вопрос: чем важен повзрослевший «Щелкунчик» для нового поколения музыкальных талантов? Тем, что выражает связь поколений, объединяет возрасты. Своей идеей он продолжает традиции просветительского телевидения (а все ли слышали Концерт для маримбы?). Он защищает представление о том, что телевидение должно и может быть ансамблем искусств – изображения и слова, костюма и художественного света под руководством музыки. И вот она-то умеет соединять прошлое, настоящее и будущее – она юна и молода столетиями.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»