Одним из символов новогодних праздников в столице давно уже стали показы «Щелкунчика» в Большом театре: видео со многочасовыми очередями за заветными билетами стали предметом бурного обсуждения в соцсетях. В фортепианном мире аналогом балетной сказки о Маше и Принце стало выступление Дениса Мацуева в «Зарядье»: присутствовал и распроданный за несколько недель до события зал, и изысканно одетые слушатели, и атмосфера светского праздника. Необычной была лишь представленная пианистом программа: вместо ожидаемого на предновогодней неделе атакующего виртуозного напора – утонченность деталей и неожиданный репертуар.
В первом отделении Денис Мацуев исполнил «Времена года» Чайковского, и для преданных поклонников музыканта, знакомых с релизом цикла на лейбле Sony, сюрпризов в интерпретации не было: присутствовала и приглушенная мягкость тембра, и акцент на лирические фрагменты. Отметим, что трактовка все же стала более субъективной, изобилующей неожиданными деталями. Например, «Песню жаворонка» пианист исполнял с весьма свободным rubato, словно наслаждаясь всеми поворотами мелодии и полифоническими подголосками: вышло не подражание певчей птице, а скорее пейзажный набросок в духе художника Серова. Мацуев в целом трактует «Времена года» как цепочку рефлексивных воспоминаний, с очевидностью сдерживая свой темперамент, жаждущий прорваться на свободу сквозь броню исполнительской воли. Неискушенные меломаны, представляющие Дениса Мацуева лишь в образе «сокрушителя роялей», могли быть весьма удивлены, но пианист уже давно преодолел соблазны мятущейся молодости, и в своем зрелом стиле убедителен в разных амплуа – и как огненный виртуоз, и как тонкий лирик, и как мастер миниатюры.
Второе отделение открывалось репертуарным раритетом – Сонатой си минор Рихарда Штрауса. Сочинение отличает весьма некомфортное для пианиста фактурное изложение, но для Дениса Мацуева преград в сфере фортепианной игры, кажется, не существует. Тем не менее здесь так же, как и во «Временах года», преобладал приглушенный колорит и тонкая детализация, виртуозный драйв господствовал лишь в коде финальной части. Кульминацией же концерта стало исполнение Пятой сонаты Скрябина, где в полной мере проявились все сильные стороны пианиста: и невероятная легкость в преодолении технических трудностей, и полнокровный звук, богатый тембровыми красками, и исполнительская харизма, покоряющая слушателей. Важно и то, что Мацуеву удалось подчеркнуть волнующий эротизм стиля: в последнее время пианисты нередко склоняются в Скрябине к «бесполой» мистике.
Щедрые бисы поначалу продолжили общий рафинированный модус вечера: прозвучали «Музыкальная табакерка» Лядова, Этюд ля минор Сибелиуса и до-диез-минорный вальс Шопена. Публика, конечно же, ждала совсем другого, и отказать своим поклонникам Денис Мацуев не мог: под занавес прозвучала феерическая импровизация на актуальную сейчас тему песенки «В лесу родилась елочка».
Концерты выдающихся пианистов оставляют после себя мощный «инверсионный след» в душе публики, но его характер может быть очень разным: конфликтная творческая индивидуальность словно подавляет публику интерпретацией, а исполнитель «аполлонического» склада, наоборот, может выступить в роли психотерапевта от искусства. Денис Мацуев – «человек играющий» во всех смыслах этого слова: кажется, что выход на сцену для него подобен азартной игре, в которой, однако, он никогда не проигрывает, и сладкое предчувствие триумфа неизбежно выстреливает мощным зарядом и в публику. В этом и кроется секрет той горячей любви, которую дарит пианисту самая разная аудитория. К интерпретациям Дениса Мацуева можно относиться по-разному, ибо о вкусах не спорят, но отрицать невероятную позитивную энергетику его искусства, которой он без видимых усилий наполняет огромный зал, попросту невозможно. Наверное, это именно то чудо, которое мы подсознательно ждем в преддверии Нового года.