Пустынная местность с одинокой скалой, «перебинтованные» людишки (костюмы Марии Даниловой), снующие по сцене, и ведьмы-эротоманки, выползающие из расщелин и подполов и с наслаждением вытаскивающие бутафорские кровавые кишки из кукол-мужчин. Сценография Сергея Бархина насыщена многими метафорами и символами, но они не отзываются в музыке, что стало главной проблемой постановки режиссера Камы Гинкаса. Кровавая история, рассказанная Шекспиром о семейке тщеславных убийц, разворачивается своим чередом и по-своему убедительно построена, но совсем не корреспондирует с содержанием музыки Верди. Всегдашняя «вилка» для драматических режиссеров, больше доверяющих первоисточнику, в данном случае пьесе Шекспира, чем взгляду композитора, довольно радикально переработавшего сюжет. В частности, «Макбет» – редкая опера XIX века, где фактически нет любовной интриги, да она тут и ни к чему, ведь «на кону» корона, жажда безграничной власти. Конечно, «шерше ля фам» есть здесь, но леди Макбет – не нежная горлица, а злобное существо, отравляющая ядом честолюбия своего бесхарактерного мужа. Но так – у Верди. Кама Гинкас пытается все-таки «вытащить» страсть на первый план, но тщетно: к сожалению, актерски и даже внешне Наталья Мурадымова (леди Макбет) и Алексей Шишляев (Макбет) совсем не возбуждают эротических ассоциаций: грузные, не очень ловкие люди, да еще одетые в костюмы, только подчеркивающие их телесные несовершенства. Нельзя сказать, что их вокальная интерпретация оказалась убедительной: да, Верди писал в письмах, чтобы леди Макбет «не пела», однако написал партию «будь здоров», поставив весьма серьезные тесситурные задачи, с которыми фактически певцы до конца не справились. Зато сюрпризом стал молодой тенор Владимир Дмитрук, красиво и пластично исполнивший арию Макдуфа. Будем ждать следующей встречи с ним.
«Макбет» – опера хоровая, в ней Верди пишет самые разнообразные ансамбли: женский хор, «изображающий» ведьм, мужской – воинов, двинувшийся Бирнамский лес, а в финале – скорбящую толпу… И как раз хор Театра Станиславского предстал в наиболее выгодном свете, порадовав пониманием вердиевского стиля и итальянским языком. В целом как удачу можно рассматривать выступление оркестра, колоритного и темпераментного, но в паре мест расстроившего «киксом» труб, никак не успевавших за аутентичными темпами главного дирижера Феликса Коробова.
Феликс Коробов главный дирижер МАМТ, заслуженный артист России |
Если сравнивать первую и вторую редакции (а в спектакле звучала музыка в версии 1865 года – Е.К.), то речь не только о разных финалах и смысловых акцентах. Верди насытил фактуру дополнительными подголосками, но «высушил» динамику. В 1847 году он хотел слышать более тонкое, насыщенное постоянными крещендо и диминуэндо звучание, а потом все это снял. И мне казалось, что он все аккумулирует на трагедийной линии. Это опера – о принятии решений. Как говорил дирижер Мелик-Пашаев, «о неизбежности наказания за продажу души». И о том, что самое страшное – кто бы ни сел на кресло тирана после его свержения, сам становится тираном. И здесь нет места «советскому оптимизму», когда герои гибнут ради лучшей жизни. В опере герои гибнут, но жизнь остается такой же. С этой точки зрения я подходил к партитуре. Конечно, тут нет в традиционном понимании романтической любовной линии: тут обсуждается значение конкретной женщины в судьбе конкретного мужчины, ее ментальное влияние прежде всего. Поэтому у Верди много смысловых «гранд-пауз» – это не моя отсебятина, а выписанные остановки для придачи большего драматизма именно моменту принятия решения. Это выбор леди Макбет, самого Макбета – куда идти дальше? Мы работали над этим с певцами, раскапывая подтексты. В данной опере Верди гораздо меньше красивой музыки ради красивой музыки, если можно так выразиться.
«Макбет» – это серьезный выбор, не всякий театр на него решается. Но у нас изначально был состав исполнителей. Три пары солистов на главные роли. Что касается моих личных предпочтений в наследии Верди, то движимый детской мечтой – продирижировать все его оперы, я соглашаюсь на все предложения, что приближает меня к заветной цели. Позади «Эрнани», «Аида», «Травиата», «Сила судьбы», «Макбет», впереди – «Отелло», в рамках 100-летия театра.