Дирижер Кирилл Карабиц выпускает второй диск за полгода – завидный по нашим временам темп: в ноябре вышла его запись «Кантаты к ХХ-летию Октября» Прокофьева, о которой уже писала «Музыкальная жизнь», в мае появился альбом ранних симфонических поэм Штрауса. Оба Карабиц записал с Веймарской Штаатскапеллой, которую возглавил два года назад; а без малого 130 лет назад то был Веймарский придворный оркестр, капельмейстером которого на протяжении пяти лет служил молодой Рихард Штраус. Именно этот коллектив впервые исполнил две из трех его симфонических поэм, появившихся тогда одна за другой, – «Макбет» и «Дон Жуан». Третьей стала «Смерть и просветление», премьера которой состоялась в Эйзенахе.
Интересно, что среди трех поэм «Макбет» был задуман первым, а завершен последним: автор менял многое и в оркестровке, и в драматургии поэмы, в результате и «Дон Жуан», и «Смерть и просветление» успели прозвучать раньше. Хотя поэмы создавались почти одновременно, между ними пройден огромный путь. «Макбет» начат в конце 1886 года, первая версия с торжественным мажорным финалом закончена в 1888- м, по совету Ханса фон Бюлова переделана и впервые представлена в Веймаре 13 октября 1890-го. Тем временем всего за четыре месяца был написан «Дон Жуан»: завершив поэму в сентябре 1888-го, Штраус дирижировал ее премьерой в ноябре следующего года, уже в должности капельмейстера Веймарского придворного оркестра. Тогда же, к ноябрю 1889-го, закончена «Смерть и просветление», «Макбет» еще в работе, но из сегодняшнего дня между ними видна и слышна существенная разница.
«Макбет» звучит как попытка написать симфоническую поэму в духе Листа, тогда как автор еще не вырвался из плена программного симфонизма Берлиоза. Обходясь без прямой иллюстративности, Штраус не стремится музыкальными средствами пересказать трагедию Шекспира, это скорее психологический портрет главного героя. Однако портрет почти без полутонов, с одними только яркими красками: одержимость, ликование, любовь – каждое из настроений дано будто в максимально преувеличенном, прямолинейном виде. Слушая затем «Дон Жуана» – независимо от того, любите вы это сочинение или нет, – трудно удивиться тому, что вторая из поэм исполняется и записывается во много раз чаще первой: да, она доступнее для восприятия, но не в силу легковесности, а в силу большей зрелости автора и выдержанности жанра. Веймарский оркестр с его великолепными струнными, медными и особенно солирующим гобоем убедительно демонстрирует это.
Если «Смерть и просветление» записывалась около ста раз, а «Дон Жуан» и гораздо больше, то у «Макбета» найдется около двадцати записей. Кирилл Карабиц сегодня – не первый, кто пытается реабилитировать сочинение: за последнее десятилетие новую запись «Макбета» выпускают каждый год, в том числе дирижеры замечательные – Марк Элдер, Джерард Шварц, Андрес Ороско-Эстрада, Андрис Нелсонс и другие. Однако каждое исполнение не столько побуждает к вопросу «почему мы не слышим это сочинение чаще», сколько дает ответ – «вот почему». В том числе и запись Кирилла Карабица. Удивительно, но ничего похожего не происходит со «Смертью и просветлением»: хорошо известная поэма и в примерно сотой записи звучит на удивление свежо – порывисто, но не судорожно, в отличие от «Макбета».
На диске представлена еще одна редкость – Праздничный марш до мажор, изданный впервые на CD как минимум в этом столетии: единственная его цифровая запись выходила более 20 лет назад и давно уже недоступна. В юности Штраусу доводилось дирижировать мюнхенским любительским оркестром Die Wilde Gung’l; марш написан в 1889 году, к 25-летию коллектива. Как сказано в одной рецензии, отличная музыка для пива со шницелем, в которой трудно узнать и Штрауса вообще, и Штрауса периода «Дон Жуана»: легче представить себе немолодого автора, вспоминающего «старые добрые дни». Тем не менее марш появился именно тогда, когда одна за другой были написаны три симфонические поэмы, а следующая, «Тиль Уленшпигель», родилась только пять лет спустя. Ради Марша и «Макбета» этот диск стоит послушать, хотя «Смерть и просветление» все-таки больше говорит и сердцу, и уму.