Kratt<br>Tubin, Bacewicz, Lutosławski<br>Estonian Festival Orchestra<br>Paavo Järvi<br>Alpha Релизы

Kratt
Tubin, Bacewicz, Lutosławski
Estonian Festival Orchestra
Paavo Järvi
Alpha

Феномен лейбла Alpha не перестает удивлять и поражать тем, как виртуозно он задумывает и выпускает свои релизы в формате газетных передовиц, медийных сюжетов, соединяющих на обложках новые исполнительские имена, в том числе и безоговорочно звездные, с захватывающими исследованиями самых разных культурно-­исторических процессов. Новый альбом, записанный выдающимся эстонским маэстро Пааво Ярви с Эстонским фестивальным оркестром, представлен в витрине культурно-­политических новинок на горячую тему «неудобного прошлого». Это становится ясно уже по подборке имен: Тубин, Люто­славский, Бацевич, Ярви. Название взято от имени персонажа балета Эдуарда Тубина «Кратт». В эстонской мифологии кратт, он же гоблин, создан человеком, но вызван к жизни дьяволом. Кратт летает, собирая богатства для хозяина, оставляя за собой огненный след. В статье буклета приведена животрепещущая мистическая история, случившаяся на премьере балета «Кратт» в Таллине 9 марта 1944 года, когда в результате бомбардировки советской авиации города, оккупированного немцами, был разрушен театр «Эстония». Спектакль остановили, из здания в полыхающий город выбегали артисты. Солист, исполнявший партию Дьявола, вбежал в горящем костюме в бомбоубежище, и оцепеневшие от ужаса жители приняли его за нечистую силу. Тубин успел уехать в Швецию, где сгоревшую партитуру восстановил по инструментальным партиям и клавиру.

В трех частях сюиты из «Кратта», написанной по заказу Оркестра Шведского радио, слышны и фольклоризмы, заимствованные у скандинавов, и следы Черта из «Истории солдата», равно как и иные «стравинские» ритуальные вытаптывания земли и жертвоприношения, а вместе с ними — и едва подернутые чуть измененными тембральными красками силуэты из «Картинок с выставки» Мусоргского — «Гнома», «Бабы-­Яги». Есть здесь и «Танец экзорцистов», невольно напоминающий сцену экзорцизма из «Огненного ангела» Прокофьева и свидетельствующий о том, как музыкально-­театральные идеи возникали прямо из раскаленного воздуха эпохи.

Концерт для струнного оркестра Гражины Бацевич (1948), являющейся сегодня признанным классиком польской музыки ХХ века, стоящей в достойном, красивом и гордом ряду женщин-композиторов, и «Музыка для струнных» Тубина (1963) в разной степени отражаются друг в друге посредством Белы Бартока, давшего обоим пример своим Концертом для оркестра, благополучно написанным за океаном в 1943 году.

Четырехчастная Musique funèbre Витольда Лютославского (1958), посвященная Беле Бартоку, возвышается над нервной суетой писаний Тубина и Бацевич как творение гуру, иной уровень обобщения, и вместе с тем обнаруживает закономерные сонористические рифмы со старшими предшественниками, выстраивая мосты уже с исканиями Шостаковича. Пааво Ярви со своей прогрессивной струнной молодежью здесь выступает как пытливый исследователь, оснащенный современным лексиконом, смело и всегда чрезвычайно интеллигентно, философически объективно по заветам отца берущийся за самые актуальные вопросы истории Музыки, Времени, Человека.