Бах в кедах События

Бах в кедах

В рамках Зимнего фестиваля Pianissimo выступил пианист Джордано Буондонно

В «ГЭС-2» проходит «московская» серия концертов фортепианного фестиваля Pianissimo, которая год назад успешно подхватила питерскую эстафету. В этом году, помимо Дома культуры на Болотной набережной и Эрмитажа, на карту фестиваля добавились нижегородские «Пакгаузы», а это значит, что проект, задуманный продюсером Алексеем Городневым еще в 2017 году, выходит на региональный уровень. Pianissimo можно считать одним из самых ярких и полезных для молодых исполнителей фестивалей на сегодняшний день – он когда-то дал огромный импульс и большой творческий опыт таким артистам, как «тихая суперзвезда» Константин Емельянов или победитель Конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев. А еще это очень модный и светский проект, на который, как и на концерты Теодора Курентзиса, ходит в целом элитарная и богемная публика. Здесь не пахнет ладаном, но тоже все концептуально и с налетом особенности: концерты Pianissimo проходят в окружении полотен художников или в необычных акустических локациях. «Мы выстраиваем диалог с живописью и архитектурой, – говорит Алексей Городнев. – Стараемся находить новые локации, которые отвечали бы нашей главной идее: познакомить слушателей с молодым поколением музыкантов в новых для академической музыки пространствах». В столице именно таким пространством стал Актовый зал «ГЭС-2», с его открывающимся видом на березовый заснеженный лес.

Как стать артистом Pianissimo? «Каких-то особенных критериев и строгого отбора нет, – утверждает Алексей, – важно быть молодым, заявлять о себе на конкурсах и еще лучше – попасть в топ самых-самых одного из рейтингов». Фестиваль объединяет вокруг себя, действительно, свежие и еще не такие примелькавшиеся на многих афишах лица от 18 до 25 лет – и, что важно, лица не только из Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Проект даже сегодня сохраняет свой международный статус: на сцену выходят пианисты из Китая, Великобритании, Италии, Армении. Причем не только «обрусевшие» ученики российских профессоров или прожившие много лет в России ребята вроде Энджела Вонга, а, так сказать, аутентичные представители своей страны. Один из них – Джордано Буондонно, выступивший в «ГЭС-2» с большой сольной программой. Он родился в Италии, закончил консерваторию Джакомо Пуччини и поучился в консерватории Тринити Лабан и Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне. Буондонно, пожалуй, самый «возрастной» участник фестиваля – ему 28, но в его послужном списке не так много наград и премий, как у тех же российских пианистов этого же возраста, однако он активно играет как и у себя на родине, так и в других городах.

 

Для своего сольника гость из Италии составил лирико-романтическую программу в едином ключе, без подчеркнутых стилистических и технических контрастов – в программе объединились Бах, Брамс, Дебюсси и Скрябин. Пианист произвел впечатление даже еще до того, как его пальцы коснулись клавиш рояля: медленно, словно нехотя, он  вышел к публике в рубашке навыпуск и в кедах. Что, впрочем, вызвало не диссонанс, а респект – все же, это был молодежный фестиваль, и не в филармонии, и не в окружении пожилых меломанов. Прелюдия, гавот и жига из Партиты № 3 ми мажор для скрипки соло Баха в фортепианной транскрипции Рахманинова прозвучали также вызывающе хипстерски, с большой долей агогики, чувственными «придыханиями», явно не свойственными баховской эстетике. Было трудно понять, Буондонно действительно играет с небрежностями в тексте, либо это такая задумка пианиста – показать нетривиального Баха, эдакого Баха в кедах, но в целом данную интерпретацию сложно назвать удачной. Чего нельзя сказать о Четырех балладах Брамса, исполненных следом. Буондонно с любовью оттачивал все подголоски, микротемы, полностью растворяясь в мелодии, – выстраивал хрупкие образные миры каждой пьесы, ведя за собой слушателей. В темном пространстве Актового зала звуки повисали и словно волшебным образом растворялись, оставляя после себя приятное «послевкусие», которое не нарушали дурацкие аплодисменты…

Еще интереснее, по-своему Буондонно представил две тетради «Образов» Дебюсси. Складывалось ощущение, будто пианисту самому нравилось звуками рисовать все эти «Отражения в воде» и «Рыбки», настолько тонко и деликатно он заставлял их оживать. И если виртуозность и «аккордовость» вряд ли можно назвать сильной стороной этого музыканта, то умение проникать в суть произведения, вслушиваться в каждое проведение темы, осмыслять и лирически преподносить каждый звук – явно его конек. Во Второй сонате Скрябина это отчасти и было, но излишняя суетливость и экзальтированность помешала сделать все идеально, хотя эстетику скрябинской музыки Буондонно понял прекрасно. Пианист завершил свой двухчасовой klavierabend на триумфальной ноте, под несмолкаемые овации публики – и все так же, не спеша, выходил на поклоны. Впереди у Буондонно и других участников фестиваля Pianissimo большие творческие планы и новые концерты. Не так давно Алексей Городнев запустил программу Pianissimo Management, которая своей целью ставит развитие карьеры пианистов и после завершения фестиваля. Молодых пианистов ждут гастроли, активные публикации в соцсетях, медиаподдержка – словом, все, чтобы стать востребованными и популярными.